Иншалла


Счастье - вещь переменчивая, что и подтвердилось на венской арене в игре с испанцами, когда после нескольких превосходных и мало кем ожиданных побед русской футбольной сборной таки случился синтез из Архилоха и Пушкина: "Сердце, сердце, грозным строем встали беды пред тобой - Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца".
Уязвлять наших болельщиков, отдававшихся ликованию ("Мы русские! Какой восторг!"), но затем узнавших стыд поражения, мало кто решился. Надо быть очень глупым и злым человеком, чтобы пенять соотечественникам на то, что им довелось испытать те же перепады чувств, которые прежде достались на долю турок, итальянцев etc. и которые в силу самого устройства турнирных игр всегда достаются многим и не худшим, а лучшим.
Оттого попреки и злорадство зачастую объясняются (по крайней мере, вслух, что там в сердце - Бог весть) не столько убеждением, что русский в своих футбольных эмоциях не вправе дозволять себе то, что вполне дозволено, допустим, немцу, сколько тем, что будь все дело в одном футболе - так и Бог бы с ним. Но дело в том, что спортивная победа, будучи per se вещью, положим, приятной, рассматривается патриотическим сознанием как неотъемлемая часть общего множества успехов и достижений (ставится с ними в глубокую сущностную связь), как одно из проявлений наступившего золотого века России. При этом мощь русского наступления иным горячим людям представляется столь неодолимой, что и грядущие победы тем самым гарантированы. А против такой чрезмерной эйфории как же не выступить.
Всеобъемлюще победительная риторика в самом деле встречается и в самом деле производит впечатление сильного перебора. С другой стороны, следовало бы удивляться тому, что она далеко не столь сильно распространена. Все-таки немного есть таких народов и государств, которые, как Россия, являются объектом столь методической работы по угашению духа. Чуть не еженедельно являющиеся авторитетные рейтинги и экспертные оценки, ставящие Россию в число самых диких и невежественных стран мира, указания на то, что русским, чтобы избыть свое врожденное окаянство, следует до гроба и 24 часа в сутки благодарить и кланяться, кланяться и благодарить - какая еще нация осчастливлена таким количеством объективных оценок и добрых советчиков. Немцы? Турки? Испанцы? Но когда людям столь упорно внушают, что они никто и звать их никак, а их страна - обсевок в поле, результат всем (кроме добрых учителей и советчиков, естественно) очевиден заранее. Меньшая (причем сильно меньшая) часть слушателей проникается и также начинает внушать согражданам, что они - обсевки. Большая часть начинает ценить любые факты успеха нации, утверждающие ее достоинство и противостоящие угашающему долблению. Отсюда и желание заверстать все до кучи в общую гармонию победительных и отныне навечно гарантированных успехов.
Это психологически понятное желание отбиться от звания обсевка, которое столь настырно навязывают, не встречало бы особых возражений, когда бы в соответствии с похвальным магометанским обычаем победительные речи про открывшийся России светлый путь сопровождались бы смиренным "Иншалла" - "Если будет угодно Аллаху". Тем более что задолго до Магомета ап. Иаков, обращаясь к говорящим: "Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль", - учил: "Вместо того, чтобы вам говорить: "Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое" вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло" (Иак. 4, 13-17). Поскольку идеологи современного оптимизма ни в чем не знают меры, они противопоставляют надменному уничижению России, чинимому добрыми учителями, еще более надменное самовосхваление.
Но с надменных что же взять, тогда как из людей не идеологических иные и слово "иншалла" понимают, и уж во всяком случае им доступна языческая мудрость: "Победишь - своей победы напоказ (ну, с этим у всех есть известная трудность. - М. С.) не выставляй, // Победят - не огорчайся, запершись в дому, не плачь. // В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. // Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт". Способность наших любителей к познанию ритма вполне хороша, а там, может быть, и до ап. Иакова недалеко.