В Большом сгорит Париж


3, 4, 5 и 6 июля Большой театр покажет последнюю премьеру нынешнего сезона - балет "Пламя Парижа". Накануне "пожара" БТ устроил его презентацию. О спектакле рассказали хореограф-постановщик Алексей Ратманский, сценограф Илья Уткин и автор костюмов Елена Марковская.
Как выяснилось, новый балет сделан по следам забытого старого. Впервые "Пламя Парижа" в постановке Василия Вайнонена разгорелось в ленинградском ГАТОБе в 1932 году. Затем перекинулось в Большой театр, где повесть о восставшем народе, который смел с лица земли французскую монархию, оценил Сталин. Вождь смотрел ее неоднократно, привечал исполнительницу главной роли Ольгу Лепешинскую и наградил спектакль премией своего имени. Последний раз идеологически грамотное сочинение прошло в 1964 году и с тех пор не возобновлялось.
Сегодня нас обожжет другое "Пламя...". Попытка воссоздать хотя бы часть прежнего закончилась неудачей, о чем г-н Ратманский сказал так: "Пригласили артистов, танцевавших балет в 1950-1960-е годы. Думали - зазвучит музыка и что-то им навеет. Но, как признались наши ветераны: "Мы не помним почти ничего". Поэтому будет новая хореография, с оглядкой на то, что было". Добавим, что "оглядка" - это знаменитый танец басков, который представители данной народности признавали своим, и па-де-де Жанны и Филиппа, любимое участниками балетных конкурсов. Все остальное - сюжет, танцы, сценография и костюмы - сочинены заново.
В старом спектакле, отметил хореограф, присутствовал антагонизм хорошего народа и плохих аристократов, но отсутствовала лирическая линия. В новом главное - жизнь героев. Поэтому в центре событий сразу четверо влюбленных. Из них трое - представители трудящихся масс, а одна - Аделина - дочь маркиза. Аристократка, связавшаяся с чернью, до финала не дотянет - погибнет от руки палача. В отместку за ее смерть народ подожжет Париж, так что нас ожидают неслабые спецэффекты.
Прочие параметры также выглядят грандиозно. Хореограф заверил, что на сцену выйдет более 140 человек. Художник Марковская рассказала о пошиве трехсот костюмов, причем кордебалет будет переодеваться по нескольку раз. Декоратор Уткин пообещал черно-белую сценическую коробку а-ля старинная гравюра, в которой забурлит энергия людей.
Усилия постановщиков (и в первую очередь Алексея Ратманского) уже оценил педагог-репетитор Михаил Лавровский, сам некогда танцевавший в этом спектакле. "Был ледокол "Ленин", а был балет-ледокол - "Пламя Парижа". Ратманский блистательно его реанимировал. Этот спектакль прославит нашего худрука и балетмейстера Василия Вайнонена", - совсем в духе сталинских здравиц подытожил Михаил Леонидович.
Приятной неожиданностью стало участие в презентации Никиты Вайнонена. Сын постановщика первого "Пламени..." с воодушевлением рассказал о работе отца и поблагодарил БТ за внимательное отношение к его балету. Это значит, что Большой учел уроки постановки "Скрябинианы" Голейзовского, свершившейся без участия наследников, и вовремя договорился с правопреемниками. Могут ведь, когда захотят.