Хореограф Юрий Бурлака: "Администрации Большого театра следовало прислушаться к мнению наследников Голейзовского"
- Статьи
- Культура
- Хореограф Юрий Бурлака: "Администрации Большого театра следовало прислушаться к мнению наследников Голейзовского"


Продолжаются дебаты вокруг постановки "Скрябинианы" Касьяна Голейзовского в Большом театре. О возобновлении знаменитого спектакля мы рассказали в материале "Голейзовский вернулся со скандалом" (21.04.08). Тема "зацепила" премьера Большого театра Николая Цискаридзе, выступившего с репликой "Права наследников - не пустой звук" ("Известия" от 24.04). Напомним, что наследники Голейзовского посчитали спектакль БТ искажением замысла хореографа. Причем главное недовольство вызвали костюмы Рустама Хамдамова - художник одел танцовщиков в физкультурные трусы и майки, задрапированные прозрачной тканью. Худрук Большого балета Алексей Ратманский в свою очередь заявил, что без новых костюмов спектакли Голейзовского многое теряют в восприятии современной публики. В итоге потомки хореографа подали в суд исковое заявление о защите авторских прав. В юридический отдел Большого театра уже направлена судебная претензия, на которую руководство БТ пока не отреагировало. Однако из беседы с хореографом Юрием Бурлакой, который 1 января 2009 года заступит на должность художественного руководителя Большого балета, обозреватель "Известий" поняла, что ситуация с наследием Голейзовского небезнадежна.
вопрос: В планы действующего худрука Алексея Ратманского сейчас не входит новое обращение к "Скрябиниане". Есть ли возможность увидеть этот спектакль, когда худруком станете вы?
ответ: Есть. И не только "Скрябиниану", но и "Половецкие пляски" - самый известный балет из наследия Голейзовского. Идея возобновить Голейзовского абсолютно открыта. Этот показ обнажил противоречия, которые существуют у нас в отношении наследия. Наверное, надо было прислушаться к мнению наследников, это нормальная международная практика. В любом случае гениальная хореография должна жить. Я помню, как Алексей Ратманский заявил о своем желании иметь ее на сцене Большого. Я тогда пожал ему руку и сказал, что это потрясающее решение. Другое дело, что из этого получилось. Не совсем справедливо было определять Голейзовского в рамки Мастерской новой хореографии. Проект рассчитан на молодых балетмейстеров, а Голейзовский не тот художник, которого можно показывать в этом формате.
в: Голейзовский - материя тонкая. Как ее воссоздавать?
о: Для меня единственный путь - собрать всех людей, которые помнят ощущения, переданные балетмейстером. Если в театре есть Екатерина Максимова, на которую ставилась "Мазурка", нельзя забывать о ее знаниях. Должна быть команда постановщиков, которой доверяют наследники, у команды должен быть руководитель.
в: Вы откажетесь от костюмов Хамдамова?
о: Я видел эскизы. На мой взгляд, художнику все-таки не удалось понять тонкостей этой хореографии и музыки Скрябина. Суть от перемены костюмов, по большому счету, не изменится. Это, наверное, как со спектаклями Петипа. На танцовщиц в "Корсаре" можно надеть плоские пачки времен 1970-х годов, а можно пышные - конца XIX века. Нет ничего страшного в различных взглядах на один и тот же вопрос.
в: Если наследники настоят на трико, имитирующем наготу - так, как это предполагал Голейзовский, вы их послушаете?
о: Да. Если я понимаю, что эта хореография нужна, что моя задача ее сохранить, я вынужден буду согласиться. Наверное, самое главное, о чем нужно думать, занимаясь восстановлением спектакля, - это создание образа, о котором думал балетмейстер. Если он предполагал свое решение в определенных костюмах, значит, нужно к ним вернуться. Даже если мне это не очень нравится.
в: Ради сохранения хореографии Голейзовского вы готовы пренебречь интересами зрителя?
о: Наверное, да. Публику нужно воспитывать.
в: При таком подходе театр может превратиться в музей...
о: История балета - понятие обширное, главное - соблюсти пропорции. Глупо заполнять репертуар только старинными спектаклями или танцевальным авангардом. Должны быть разные направления.
в: В Большом скоро премьера "Пламени Парижа". Чем вы занимаетесь в этом спектакле?
о: Только музыкой Асафьева. То, что оркестр будет звучать, я вам гарантирую.
в: Осенью вы начнете принимать дела в БТ. Ваши первые действия?
о: Буду потихоньку внедряться во все, что подразумевает должность - в репетиции, спектакли, составы...