Аншлаг в царской ложе


Вообще-то Марина Семенова всегда празднует свое рождение 30 мая. По этому поводу дирекция Большого даже получила письмо за подписью великой балерины. Марина Тимофеевна сообщила, что, если БТ желает приветствовать ее 100-летний юбилей, неплохо было бы подгадать торжества к этой дате. В ответ гендиректор Анатолий Иксанов отписал, что на 30 мая уже назначен спектакль.
Что тут скажешь? Странная наметилась в главном театре страны тенденция - отмечать события задним числом. 40-летие "Спартака" отпраздновали неделей позже, 100-летие Семеновой - двумя... Похоже, в Большом существует какое-то особое летосчисление. Ну да бог с этим. Главное, что концерт удался.
В отсутствие вип-персон с охраной обстановка была теплая и почти домашняя. Клубилась очередь за спонсорским кофе. В фойе расцеловывались друг с другом балетоманы. В царской ложе в полном составе сидела многочисленная семеновская семья - дочь, внуки, правнуки. Правнук Иван, здороваясь, явил балетную стать, однако к балету юноша отношения не имеет - он будущий юрист. Впрочем, все отпрыски Марины Тимофеевны, кроме дочери Екатерины, далеки от любимого искусства юбилярши. Династию она не создала, но семеновский полк - так именуют себя ее ученики - вымуштровала.
Вечер открыл один из "бойцов" - Николай Цискаридзе. Единственный мужчина в семеновской гвардии напомнил присутствующим биографию балерины и удалился готовиться к выступлению. Вместе со Светланой Захаровой он завершал вечер "Тенями" - фрагментом из любимой Семеновой "Баядерки". А до того вереницей прошли роли юбилярши.
Начали со сцены охоты из балета "Дочь фараона" в постановке Пьера Лакотта. Семенова, правда, к этой развесистой клюкве отношения не имеет. Когда Лакотт стал выспрашивать у нее подробности спектакля 1928 года, она сказала - как отрезала: "Не помню". Хотя всю жизнь отличалась прекрасной памятью. Так что г-жа Захарова, по праву депутата появившаяся в программе дважды, заучила лакоттовские фиоритуры без семеновской консультации.
Трогательный альянс двух театров юбилярши - Большого и Мариинского - выразился в двух композициях. Прима БТ Мария Александрова с премьером Мариинки Игорем Зеленским станцевали дуэт из "Корсара". Ульяна Лопаткина в окружении Рината Арифулина, Георгия Гераскина, Артема Шпилевского и Руслана Скворцова исполнила адажио Авроры с кавалерами из "Спящей красавицы". Для г-жи Лопаткиной этот выход стал небольшим подвигом. Ранее Авроры не было в ее репертуаре. Прима выглядела величественной - под стать знаменитой величественности Марины Тимофеевны, но, что греха таить, куда более зрелой, чем подобает 16-летней принцессе. В свое оправдание петербурженка может сослаться на виновницу торжества. Та продолжала танцевать отроковицу Аврору, будучи 39-летней дамой. Зато ее ученица - 42-летняя Галина Степаненко - выглядела едва ли не моложе партнера - 18-летнего Ивана Васильева. Благодаря ей - легкой и артистичной - затанцованное до бесчувствия гран-па из "Дон Кихота" стало кульминацией вечера.
Под занавес участники выстроились на сцене, и началась больная для отечественных гала-представлений песня - принятие даров. В большинстве театров мира участникам таких концертов выносят стандартные букеты от дирекции, и никто не косит глазом, кому и сколько дадено. У нас артистов одаривают поклонники, а это значит, что кто-то стоит налегке, а кто-то падает под тяжестью цветочного снопа. На этот раз жертвой спонсорской любви стала Наталья Осипова, не удержавшая свои презенты. За ее мучениями с иронической улыбкой наблюдала Ульяна Лопаткина, обладательница миниатюрного букета.
А что же Марина Тимофеевна? Юбилярша осталась дома. Вместо нее показали фрагмент фильма "Торжество совершенной красоты", снятого к 95-летию балерины. На экране оживленная Семенова, на секунду задумавшись, спросила: "Сколько мне сейчас? Девяносто пять? До ста лет доживу!" Зал взорвался овацией.