Боязнь зубоврачебного кресла


Последний месяц был ознаменован рядом решительных заявлений московского мэра Ю.М. Лужкова. Сперва было выступление в Севастополе с обещанием оспорить принадлежность этого города (да и всего Крыма) Украине в международных судах. Выступление, которое, не будучи серьезно проработано ни в каком отношении, лишь осложнило России дипломатическую игру с Украиной.
Затем Ю.М. Лужков вернулся к своей идее торговать водой в Средней Азии, для чего предложил правительству РФ прокопать канал длиной 2550 км от Ханты-Мансийска до Узбекистана. Идея строительства континентального канала, более длинного, чем весь Днепр от истока до моря (длина великой славянской реки лишь 2200 км), по которому вода снизу вверх будет качаться насосами, впечатляла не только безоглядностью к возможным климатическим, экологическим, гидрологическим etc. последствиям, которые в свое время напугали даже смелых советских преобразователей природы. Все-таки подтопление обширнейших территорий, перемещение зоны вечной мерзлоты на юг - не шутки. Гидропроект Ю.М. Лужкова мог впечатлить еще и в сочетании с тогда же обнародованными сметами на строительство нового транспортного кольца в Москве, согласно которым на строительство 4-километрового участка должно было быть ассигновано 67 млрд руб., т. е. по 713 млн долл. за километр. Вероятно, стройкомплекс намеревался мостить дорогу червонным золотом. При таких аппетитах и смета на строительство 2550-километрового канала вряд ли отличалась бы особой скромностью.
В завершение серии заявлений Ю.М. Лужков на торжественном праздновании 20-летия основания московского стройкомплекса сообщил, что "решение транспортных проблем столицы - это задача не только Москвы и москвичей, но и всей России, так как столица является главным транспортным узлом страны". Слово "задача" в данном контексте предполагает прямое денежное выражение, что для жителей всей остальной России, в которой своих проблем тоже хватает, а уровень доходов в разы меньше, чем в Москве, должно было прозвучать особенно вдохновляюще.
Такие разнообразные заявления, свидетельствующие о немалой самоуверенности, могли бы сослужить делающему их плохую службу даже в случае, когда бы непосредственно вверенные ему дела находились в идеальном порядке. Всегда найдутся враги и завистники, готовые ухватиться за любой предлог. В случае же, когда порядок не вполне идеален, совсем непонятно, зачем привлекать к себе лишнее внимание. Начав обсуждение странностей гидропроекта, можно ненароком перейти к обсуждению других странностей и по итогам обсуждения сделать совсем не нужные оргвыводы. Версия, согласно которой перед нами пиар, имеющий целью не дать забыть о себе и тем самым еще лучше укрепиться в кресле, не слишком убедительна, поскольку в иных случаях забвение предпочтительнее.
Какова настоящая мотивация и имеет ли она рациональную природу, мы вряд ли узнаем, следует лишь заметить, что делание (точнее: неделание) оргвыводов в данном случае вообще не зависит ни от пиара, ни от странностей столичной системы хозяйствования. Лиц, принимающих решения, пиар мало интересует, а насчет странностей они не имеют никаких иллюзий. Непотопляемость связана с другими обстоятельствами, несколько напоминающими четыре фактора, препятствовавших подъему сельского хозяйства в СССР. Факторы назывались "весна, лето, осень и зима". В случае со столицей никаких иллюзий нету - причем уже не первый десяток лет, но всегда есть значительно более неотложные дела, которые надо решать сейчас, и нет никакого желания доставлять себе дополнительную головную боль деланием оргвыводов по Москве, если этой головной боли в данный момент можно избежать.
Существует - и немалая - категория людей, которые чрезвычайно боятся зубоврачебного кресла. В визите к дантисту в самом деле нет ничего приятного, и иные предпочитают пользовать себя анальгином, дожидаясь, когда совсем уже прижмет. Потому что это когда еще будет, а страдания будут здесь и сейчас. Санация Москвы - это будет куда болезненнее, чем санация самой запущенной полости рта, и поэтому "завтра, завтра, не сегодня". Понимая это, можно и золотые дороги строить, и фантастические гидропроекты выдвигать.