Культурная дипломатия


Кадровый мидовец, бывший посол России во Франции, а ныне министр культуры Александр Авдеев впервые встретился с журналистами в новом качестве. Пока удалось оценить два его достоинства - профессиональное красноречие и человеческую смелость.
Пресс-конференция длилась минут сорок пять - не в силу отсутствия интереса (напротив, за "тассовским" столом собрались представители всех ведущих изданий и телеканалов, вопросы сыпались ворохом), но по причине удивительного лаконизма ответов. Хотя чему тут, собственно, удивляться? Авдееву - министру исполнилось десять дней. Возраст младенческий. Это и позволяет говорить о смелости: не каждый готов публично признаться, что по наболевшим отраслевым проблемам он подкован слабо. "Не знаком с деталями", - как выразился новый министр относительно слухов о слиянии "Ленфильма" и Киностудии имени Горького в пользу киноконцерна "Мосфильм"... Вообще свое назначение Александр Авдеев определил как "мужской вызов". "Надо постараться, хотя могу и не потянуть..."
Пираньи пера нетерпеливы: им мало установочных тезисов, хочется сразу конкретики. Авдеев, человек, блестяще гуманитарно образованный, до сих пор приходился отечественной культуре всего лишь продвинутым пользователем и, видит Бог, гранты для Гнесинки, сохранение усадеб или отсрочку от армии для студентов творческих вузов может пока занести только в список благих намерений. Что ж вы ему, несчастному, как Буратино, сразу под нос чернильницу суете?! А с другой стороны, стоило, наверное, подождать с пресс-конференцией - вникнуть, покопаться, разобраться...
Во всяком случае, Авдеев блеснул перед собравшимися как безусловный златоуст. Уже на третьей минуте встречи прозвучала фраза: "Надо сделать культуру компонентом счастья страны". После такого bon mot мероприятие можно было считать состоявшимся. Предыдущие министры говорили многое и о многом, но в интимную, а оттого всех волнующую сферу счастья, по-моему, не вторгались.
Что касается сути, Авдеев не произнес ни одного лишнего слова, зато проартикулировал все обязательные. "Нет великой державы без великой культуры", "министерство - не цензор", "смысл реституции - отдавать, чтобы получать", "культура должна гасить межэтническую напряженность", "мы ответственны за чистоту русского языка", "бюджет культуры - это деньги, вложенные в духовное здоровье нации", у Большого театра "прекрасный директор", "Мариинка-2" должна быть построена "на уровне высших мировых стандартов", о студенческих отсрочках с военным ведомством "надо договариваться"... Все это возражений не вызывает, однако и впечатления не производит. Приходится помнить, что последние 45 лет жизни Александра Авдеева - это МГИМО, Алжир, Франция, Первый европейский отдел МИДа СССР, Люксембург, Болгария, МИД России, где он дослужился до должности первого заместителя министра, и снова любимая ля бель Франс. А дипломатия - это, как известно, не столько занятие, сколько вторая натура (зачастую вытесняющая первую). Будем надеяться, в скором времени - съездив еще разок в Париж, чтобы попрощаться с сотрудниками посольства и русской эмиграцией, - Авдеев оттает. Все-таки творческие люди куда больше талейрановских талантов ценят жаркую личную заинтересованность. Каковую новый министр проявил, скажем, в отношении утерянных в Косове православных святынь, миграционного давления на Европу и Россию "бедных людей с пустой головой" или Дня славянской письменности, нуждающегося, по его мнению, в переименовании. "Кирилл и Мефодий не просто создали славянскую азбуку, они перевели на старославянский Евангелия, во многом благодаря им мы стали христианами, и эта заслуга должна быть упомянута в названии праздника..." - искренне волнуясь, убеждал нас министр.
Ряд высказываний Александра Авдеева меня лично поверг в недоуменную растерянность. "Хулиганство не является запретным, запретной является пошлость"... Не очень понятно, в чьей компетенции отделять одно от другого. "На парижской выставке "Соц-арт" мне понравились 95 процентов экспонатов"... Верится с трудом - особенно в связке с Кириллом и Мефодием. Скорее, очередной тонкий дипломатический ход. Ну и главное: "Культурную политику могут диктовать только потребности общества". Проблема в том, что потребности общества (его значительной пустоголовой части) уже надиктовали нам такого - лет десять не расхлебаешь... Заметно в Александре Авдееве прекраснодушие, нажитое, видимо, во Франции. Но это наименьшая из проблем - на родной почве иллюзии долго не живут.