Заставь сектатора* Богу молиться


У МЧС и пензенских властей, которым и так хватает головной боли с сектаторами, с ноября 2007 г. сидящими в откопанном ими подземелье, которое постепенно обваливается, ее должно было еще прибавиться. В деревенский овраг явились новые сектаторы, которые все с тем же прежним ересеначальником Кузнецовым начали копать новое подземелье, чтобы там заточиться по примеру единоверцев.
Власти, которым хватает того, что и в первой, разрушающейся пещере по-прежнему сидят то ли 9, то ли 11 душ, посягнули на свободу совести, завалив недостроенное подземелье. Бог даст, им удастся как-то избавиться от милленаристской напасти - иметь дело с Иоаннами Лейденскими и старцами с яркими именами - удовольствие, которого врагу не пожелаешь. Но пензенский казус ставит перед принципиальным вопросом. До какой степени человек вправе дико безумствовать, подвергая свою жизнь очевидной опасности, и в каком случае власть вправе вмешиваться, во имя спасения жизни это безумие пресекая.
Вопрос не праздный. Довольно много случаев, когда человек очевидным образом прет на рожон, после чего его с превеликими трудами и тратами (за счет налогоплательщика, между прочим) приходится спасать. Тут не только религиозные изуверы, тут и экстремальные туристы, тут и экстремальные гуманисты, захватываемые в заложники и выкупаемые за казенный счет.
С одной стороны, государство не вправе возбранить человеку лезть к черту в зубы. Вольному воля, потому что если государство всерьез возьмется за недопущение каких-либо действий, которыми люди ставят под угрозу свою жизнь и здоровье, страна превратится в исправительное заведение строгого режима. Свобода предполагает также и свободу сходить с ума. Все бы так, но тогда логично, чтобы человек сходил с ума на свой собственный страх и риск, не подвергая сограждан проблемам по извлечению его из тех абсолютно предсказуемых неприятностей, куда он сам себя загнал. Человек вправе дико безумствовать, общество вправе снять с себя ответственность за последствия его безумств, все довольны.
На практике довольства не получится. Предоставь власти пензенских сектаторов их собственной судьбе, вместо того чтобы возиться с ними, как с болячкой, поддерживая жизнеобеспечение в рушащейся пещере (куда их никто не загонял - сами выкопали), те же критики, которые сегодня обличают подавление права граждан безумствовать, с удвоенной энергией обличали бы преступное безразличие властей к судьбе гибнущих под землей. При том, что такое безразличие и вправду выглядело бы не по-людски. Но при виде столь явной антиномии бескомпромиссное отстаивание права на безумство тоже выглядит не по-людски. Если государство все-таки обязано спасать, то какие-то встречные обязательства это тоже налагает.
Идеальной формулы тут нет, и вопрос о вмешательстве всегда будет решаться в зависимости от конкретных обстоятельств. В случае с теми же сектаторами, например, - на основе данных по грунту. Захоти они безумствовать в скалистой пещере - так и Бог бы с ними, но мягкая глина есть гарантированная братская могила. Заведомый будущий покойник уже есть основание для вмешательства.
И уж сугубо это относится к детям. Вопрос о допустимости государственного вмешательства в воспитание детей тоже довольно деликатен. Дай государству волю, оно навмешивается, при том что и принцип безусловной власти родителей над детьми вызывает сомнение. Какой-то предел родительскому изуверству должен быть. Идеальной формулы здесь тоже нет. Чрезмерное вмешательство - плохо, полное невмешательство - плохо, но критерий жизненных показаний тут тем более применим. Когда речь идет о явной угрозе жизни и здоровью ребенка, и положительный закон, и простейшее нравственное чувство предписывают вмешаться. У взрослого человека есть право дико безумствовать, но объектом безумств не может быть малый ребенок, поскольку дитя не является личным имуществом безумца, с которым тот что хочет, то и делает. Приятного в таком государственном вмешательстве мало, вмешательство дело вообще неприятное, но государство существует не для того, чтобы сделать жизнь раем. Оно существует для того, чтобы она не превратилась в ад. Если не давать жесткого государственного окорота ересеначальникам, от которых сильно несет серой, - она в него превратится.
* Сектатор, устар. – то же, что сектант. (По мнению автора, звучит более убедительно. – Ред.)