Осенний шишкопад


В приуготовлениях к формированию политического правительства во главе с премьером В.В. Путиным думцы составили законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий правительства". Проект изменений в связи с совершенствованием предполагает разгрузку главы правительства от технических задач регулирования и регламентирования, передавая утверждение инструкций и предписаний на уровень министерств и госкомитетов. Политический премьер будет избавлен от необходимости утверждать акцизные, рыболовные, богоугодные (в смысле: собесовские) и пр. регламенты.
Известная логика тут есть, ибо нельзя объять необъятное. Если будущий глава кабинета намерен активно заниматься ключевыми вопросами внутренней и внешней политики, то совмещать это с бюрократической рутиной умаялся бы даже способный к ведению целого ряда дел сразу Г.Ю. Цезарь. От одновременного занятия и мировой стратегией, и порядком богоугодных выплат, а также инструкциями по использованию кассовых аппаратов скорее всего пострадают и стратегия, и кассовые аппараты. Не говоря уже о богоугодных делах.
С другой стороны, прежнему, теперь отменяемому порядку тоже нельзя отказать в логике. Хоть премьеры и не были политическими стратегами, но важных дел у них тоже хватало и без технического регулирования. Если аппарат премьера тем не менее нагружался еще и согласованием инструкций, то не потому, что больше было нечем заняться, но от многого знания и многия печали. Премьер брал на себя обязанности главного начальника по управлению согласованием не потому, что титул главначпупса такой лестный (или доходный), а потому, что какое-то межведомственное согласование и какая-то цензура министерских инструкций необходима. Иначе такого напортачат, что совсем не расхлебаешь. При главначпупсе скорее всего напортачат тоже, но без такого фанатизма. Бюрократическую процедуру принято ругать, но, порождая свои собственные глупости, часть нижестоящих глупостей она все-таки способна отфильтровывать. Теперь же ведомства получат возможность портачить невозбранно.
На то есть ответ, что законопроект "О снятии с главы правительства РФ обязанностей главначпупса" переносит ответственность на министерства и ведомства. Если они допустят головотяпство, их за это накажут. С формально-юридической точки зрения совершенно верно, но когда речь идет о политике - а иначе зачем употреблять термин "политическое правительство"? - принято различать формальную и политическую ответственность. Область действия последней несколько шире, и если закон устанавливает, что за головотяпство несет ответственность утвердивший его письмоводитель - и только он, из этого еще отнюдь не следует, что шишки ни за что не посыплются также и на вышестоящих руководителей.
Законы шишкопада, возможно, представляют собой главную тайну политического творчества, поскольку невозможно предсказать, когда, по какому поводу и с какой силой шишки начнут сыпаться на голову руководителя. Иногда, как говорила дочь П.А. Фамусова, "бывает хуже - с рук сойдет", иногда, напротив, из-за какой-то сосульки, тряпки может произойти, натурально, черт знает что. При демократической политике непредсказуемости чуть-чуть меньше, поскольку там есть оппозиция, чья обязанность и заключается в немедленном посыпании правительства шишками, как только к тому представился повод. При более отеческом способе управления шишки все равно рано или поздно сыплются на голову, но не от оппозиции, а не пойми от чего.
В любом случае, когда они не падают, думская бумажка не нужна, когда они начинают сыпаться, бумажкой голову от них не закроешь.