Стерилизация по-германски


В Москве завершился Фестиваль современной немецкой хореографии. Финалом форума стало выступление балета "Дойче опер ам Рейн". Худрук Юрий Вамос, прибывший в Германию из Чехии, и труппа, наполовину состоящая из славян, продемонстрировали привязанность к русскому, советскому и постсоветскому наследию. "Весна священная" Игоря Стравинского, "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева, "Эрда" латыша Петериса Васкса - вот гастрольная афиша артистов из Дюссельдорфа. Особенно трогательно выглядело явление "Весны...", чье 95-летие грядет в наступающем мае.
Хореографа Юрий Вамоса взволновала сексуальная жизнь современного общества. Хотя известно, что Стравинский возражал против такой постановки вопроса. Посмотрев ныне эталонную "Весну..." Мориса Бежара, он якобы проворчал: "Голый мужчина обнимает голую женщину... Какая бессмыслица!" Однако запрещать новацию не стал и наследников от подобных акций предостерег.
В немецкой "Весне..." в центре сцены воздвигнут вулканический кратер - символ неугасимого либидо. На этом фоне в опасной близости друг от друга танцует младое племя. Не голое, а пикантно облаченное в веселенькие желтые трусы (мальчики) и того же цвета бюстье (девочки). Поначалу дело ограничивается простеньким петтингом. Отдельные смелые мальчики просовывают ступню между ногами партнерши. А такие же смелые девочки пристраивают ладошку в промежность партнера. В разгар подростковых развлечений из кратера выскакивает здоровенный мужчина в красных трусах. Зрители, имеющие детей-тинейджеров, вздыхают с облегчением - ну, наконец-то строгий педагог усадит детишек за уроки. Пришелец, однако, оказывается злостным педофилом. Облюбовав наиболее продвинутую в петтинге отроковицу, он с первобытной яростью совершает обряд дефлорации - втыкает ей между ляжками собственную голову. Скульптурная пара, напоминающая кентавра, гарцует по сцене, волнуя нарисовавшихся на заднем плане взрослых членов племени. Младшие к тому времени уже попрыгали в огонь - то ли от испуга, то ли от возбуждения. Девица, освободившись от насильника, тоже взлетает на либидоносный кратер и, понаблюдав за взрослой оргией, ныряет вслед за сверстниками. Убедившись, что потомков поглотило сексуальное пламя, предки карабкаются на кратер и исчезают в огнедышащем жерле. Не у дел остается только мерзкий педофил. Его попытки последовать за соплеменниками кончаются полным фиаско. Надо думать, что бог покарал его импотенцией или - как предлагают наши депутаты в Госдуме - насильственной стерилизацией.
При всей социальной значимости есть в этом опусе тревожащая душу ущербность. Стоит лишить его музыкального ряда, и он рассыплется. Останется ворох не связанных друг с другом картинок, пригодных для любых балетов. Иными словами, нет у хореографии собственной формы, и паразитирует она на музыке, как комар на слоне.