Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Голейзовский вернулся со скандалом

В проекте "Мастерская новой хореографии" возрожден балет Касьяна Голейзовского "Скрябиниана". Наследники хореографа считают, что творческий замысел их предка предстал в искаженном виде, и собираются подать на Большой театр в суд. В то же время руководство БТ настаивает на своей художественной и юридической правоте. Рядом с именем Голейзовского прилагательное "великий" не выглядит преувеличением. Эмигрируй он после октябрьского переворота, и сегодня мир знал бы его не хуже Джорджа Баланчина. Мистер Би считал Касьяна Ярославича своим учителем, а учитель вел жизнь изгоя
0
Балет – конечно, элитное искусство, но в нем кипят вполне земные страсти (фото: Александр Корольков)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В проекте "Мастерская новой хореографии" возрожден балет Касьяна Голейзовского "Скрябиниана". Наследники хореографа считают, что творческий замысел их предка предстал в искаженном виде, и собираются подать на Большой театр в суд. В то же время руководство БТ настаивает на своей художественной и юридической правоте.

Рядом с именем Голейзовского прилагательное "великий" не выглядит преувеличением. Эмигрируй он после октябрьского переворота, и сегодня мир знал бы его не хуже Джорджа Баланчина. Мистер Би считал Касьяна Ярославича своим учителем, а учитель вел жизнь изгоя.

В сталинские времена его клеймили за эротоманию. И ссылали в республики Средней Азии ставить национальные балеты и физкультурные парады. В хрущевско-брежневскую эпоху его изысканный стиль плохо рифмовался со здоровым обликом строителя коммунизма. И два балета, с немалыми препонами поставленных в Большом театре, быстро сошли со сцены. Один из них - "Лейли и Меджнун" - уже мало кто помнит. Второй - хореографическая сюита "Скрябиниана" - сохранился благодаря фильмам, снятым Юрием Альдохиным и Феликсом Слидовкером. Его и решил вернуть на сцену Большой балет.

Возвращение получилось триумфально-скандальным. Триумф - потому что показ привел зал в состояние радостного возбуждения, и все три дня не было отбоя от желающих проникнуть на Верхнюю сцену. А скандальными могут быть последствия этой акции. Наследники хореографа намерены судиться с Большим театром, отстаивая чистоту первоначального замысла. Что именно они считают оскорблением памяти Голейзовского, и как руководство Большого реагирует на эти претензии, выяснили "Известия".

Внучка хореографа Флена Голейзовская: "Дед перевернулся в гробу"

вопрос: Каковы ваши претензии к БТ?

ответ: О том, что в Большом готовится показ "Скрябинианы", я узнала случайно. Нам, наследникам, об этом даже не сообщили. Я попросила разрешения заснять репетиции, чтобы показать их людям, которые принимали непосредственное участие в этой постановке Голейзовского. Ничего этого не было сделано. В результате мы получили вопиющее искажение авторского замысла. В первую очередь это касается костюмов.

в: Мне показалось, что костюмы Рустама Хамдамова очаровательны. Физкультурные трусы и майки, задрапированные прозрачной тканью, смотрятся и свежо, и иронично.

о: Хамдамов - талантливейший человек, но ему, видимо, просто не объяснили, что именно хотел хореограф. Сохранились документы, где четко сказано, какими должны быть костюмы. Это комбинезоны без швов, создающие иллюзию наготы. Голейзовский говорил: "Скрябиниана - это человек, цвет и свет. В костюмах не должно быть вещественных, материальных деталей, отвлекающих от великой мудрости и абстрактности скрябинского вдохновения" А уж "рубить тела на куски" трусами и майками, одевать мужчин в юбки - это просто недопустимо! Цвет и свет в новой постановке тоже искажены, хотя еще в 1910 году хореограф обсуждал светопартитуру с Александром Скрябиным, автором идеи свето- и цветомузыки. Она тоже зафиксирована в деталях. Мы предложили за свой счет привезти техническое оборудование, пригласить специалистов. Большой театр отказался. Ну и, наконец, искажена драматургия. В частности, у Голейзовского балет заканчивается новеллой "Героический этюд", что, согласитесь, важно для концепции. В БТ финалом стала "Драматическая поэма". Мотивируется это тем, что там танцуют звезды. Наверное, Касьян Ярославич от такого "художественного" решения в гробу перевернулся.

в: Вы пробовали договориться с руководством БТ?

о: Мы предложили компромиссный вариант: пусть артисты станцуют в репетиционных костюмах, а на поклоны выйдут в костюмах Хамдамова. Нам ответили: у нас не дефиле. Что тут скажешь? Мы за восстановление "Скрябинианы", но против надругательства над творчеством Голейзовского. С юридической точки зрения это беспредел. С точки зрения искусства - профанация. Поэтому мы подаем в суд. Мы обвиняем Большой театр в искажении авторского произведения и незаконном публичном показе. Администрация не только не имела разрешения показывать спектакль, но и получила письменный запрет. Материальное выражение иска мы еще обсудим с юристами. В российской практике защиты авторских прав подобные претензии оцениваются в пределах 5 миллионов рублей.

Худрук Большого балета Алексей Ратманский: "Раздеть артистов невозможно"

вопрос: Почему вы решили отказаться от авторских костюмов?

ответ: Голейзовский, как мы можем прочитать в документах, сам был не очень ими доволен, постоянно экспериментировал в этом направлении, что дает нам моральное право искать другие решения. В идеале, как вы знаете, он вообще хотел раздеть артистов. Но на сцене это невозможно по понятным причинам. Мне кажется, что Рустам Хамдамов нашел очень тонкое, точное и неожиданное решение. Он отразил внутренний мир, настроение "Скрябинианы" и при этом попал в точку - это находит отклик в нынешней аудитории. По крайней мере, у меня. Я знаю, что люди, мнению которых я доверяю, тоже находятся под впечатлением. Для меня это совершенно новый взгляд на Голейзовского. Я думаю, что именно в таком виде его хорео-графия может произвести впечатление на современную публику.

в: А как же авторская светопартитура? У вас действительно очень скромный свет.

о: Ну, потому что у нас экспериментальные мастерские, тут не до света, мы им даже не занимались - не тот формат. Когда будем делать спектакль на основной сцене, а мы его сделаем, я надеюсь, - это будет другая история.

в: Вы все-таки планируете договориться с наследниками?

о: Хотелось бы. Без их ведома о дальнейшей работе речи быть не может. Они считают, что должно быть так, как было когда-то, а я считаю - нет, не должно. Потому что все записи, которые мы имеем в своем распоряжении, выглядят устаревшими. Не знаю, в чем там дело - в исполнении, костюмах или в чем-то еще... К тому же подобная практика интерпретации наследия принята во всем мире - когда творец уходит, его сочинения порой прочитываются самым неожиданным образом. И на этом пути возможны яркие открытия. Мне кажется, что здесь нет проблемы, а есть повод для дискуссии.

в: Но на сегодняшний день это повод для судебного иска...

о: Что ж, мы готовы. У нас достаточно сильные позиции. Во-первых, наш спектакль не коммерческий показ, а скорее открытая репетиция, на которую не продавались билеты. Во-вторых, проиграет от этого процесса только Голейзовский. Его могут забыть. Но я думаю, те, кто посмотрел спектакль, его уже никогда не забудут.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир