Берлинская прививка русскому танцу


Родиной классического танца называют Францию. А вот его антипод - танец-модерн - неразрывно связан с Германией. Здесь в смутные времена Первой мировой войны родился мрачноватый танцевальный экспрессионизм.
По миру он распространился как заразный вирус. Нетронутой осталась только социалистическая Россия, отгороженная от соседей железным занавесом. Сегодня мы активно приобщаемся к мировому наследию, а немецкие коллеги время от времени приезжают и ненавязчиво показывают, в каком направлении нам следует двигаться. На сей раз гостей принимает администрация Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Ей помогают сотрудники Немецкого культурного центра им. Гёте. Просвещение русского зрителя эти подвижники развернули по полной программе. В фойе "Стасика" открыта выставка фотографий Беттины Штёс "Портреты танца". На днях состоялись видеосеминар "Танцующая Германия" и лекция-эссе Томаса Торауша "Далеко, по ту сторону бытия". В субботу экскурсы "по ту сторону" были продемонстрированы на сцене "Школы драматического искусства".
Спектакль "До того" (d'Avant) поставила известная в России труппа "Саша Вальц и гости". В свое время г-жа Вальц всколыхнула наши интернациональные чувства. Спектакль "Аллея космонавтов", показанный москвичам в 1996 году, посвящался обитателям "хрущоб" Восточной Германии. В 1998-м ее международная труппа пополнилась артистами из "Класса экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова, а репертуар - германо-российским проектом "На земле". В свой последний приезд Саша Вальц пригласила зрителей в анатомический театр. Спектакль так и назывался - "Тело". Последователи Саши в лице четырех симпатяг - Сиди Ларби Шеркауи, Хуана Круса Диаса де Гарайо Эснаола, Люка Данберри и Дамьена Жале - продолжили медицинскую тему.
Вообще-то стиль, в котором работают Вальц со товарищи, именуется гиперреализмом. Однако человек, не посвященный в "измы", чувствует себя на экскурсии в психушке. Где еще можно встретить несчастного, вообразившего себя аршином? Или двух придурков, раскачивающих третьего на манер колокола? Кому из добропорядочных граждан придет в голову выворачивать из мостовой кирпичи, чтобы построить лестницу в никуда? И какой примерный семьянин с остервенением исполосует тесаком пластмассовую куклу? Впрочем, никто и не говорит, что все мы абсолютно нормальны. В жизни действительно полно абсурда. Берлинские гости пожелали его препарировать, и ни один доктор не может им этого запретить. К счастью для позитивно настроенной публики, в остальной программе фестиваля фигурируют вменяемые персонажи.
Балетная труппа "Дойче Опер ам Рейн" из Дюссельдорфа покажет "Ромео и Джульетту" Сергея Прокофьева (18, 19, 20 апреля), а также "Весну священную" Игоря Стравинского и сочинение Петера Васкса под названием "Эрда" (23, 24 апреля). Все три спектакля поставил Юрий Васмос. Кульминация форума ожидается 7 апреля. В этот день в "Чайке", идущей на сцене "Стасика", выступят солисты Гамбургского балета Анна Поликарпова (Аркадина), Элен Буше (Заречная), Иван Урбан (Треплев) и Отто Бубеничек (Тригорин). Джон Ноймайер делал свой чеховский балет для них. И хотя артисты "Стасика" танцуют "Чайку" замечательно, оригинал всегда выглядит лучше копии.