Каких женщин любит Зураб Церетели


Грузинский князь и главный ваятель земли русской предъявил в Галерее на Пречистенке свое новое творение - композицию "Жены декабристов. Врата судьбы". Сначала автор хотел приурочить показ к 8 Марта, однако в праздничные дни Москва пустеет...
Тоска по пустой Москве терзала толпу, заполнившую галерею Церетели. В знаменитом зале "Яблоко" яблоку негде было упасть. Великолепный хор Сретенского монастыря (разумеется, в отсутствие настоятеля, архимандрита Тихона - какое веселье в Великий пост?) выводил "Любо, братцы, любо". Помимо многочисленных безвестных гостей пением наслаждались "медийные лица": Иосиф Кобзон, Александр Шилов, Станислав Говорухин, Борис Мессерер, доктор Леонид Рошаль, болгарский певец Бисер Киров, космонавт Георгий Гречко, а также Никита Михалков, прибывший на вторую премьеру дня. Зураб Церетели собрал гостей с целью презентовать не только "Жен декабристов", но также обновки из серии "Деятели культуры".
Обновок, собственно, две: Олег Табаков - позабыто изящного телосложения и во фраке, словно вот сейчас он продирижирует симфонией Малера. И Михалков - крепкий хозяин, чтобы не сказать "кулак" - в косоворотке и смазных сапогах. Никита Сергеевич весело позировал под своим гигантским бронзовым воплощением, Олега Павловича на церемонии не наблюдалось, впрочем, кажется, его просто нет в Москве...
И все-таки не ради мужчин, пусть даже знаменитых, устроил праздник Церетели. В этот день он чествовал женщин. Тех, что последовали за мужьями в Сибирь, а в их лице - всех нас, верных, преданных, неглянцевых и негламурных, которые и коня на скаку, и в избу горящую, и прочие суровые обязанности исполняют не только покорно, но и вдохновенно. Зураб Константинович любит женщин. Настоящих - особенно.
Рассматривать композицию "Жены декабристов..." следует сбоку, потому что фронтально она закрыта мощными острожными воротами с тяжелым засовом, амбарным замком и крохотным зарешеченным окошечком. Перед воротами выстроились в ожидании одиннадцать фигур. Кто с Библией, кто с иконой, кто с уже в ссылке родившимся младенцем. Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Наталья Фонвизина, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Александра Давыдова, Александрина Муравьева, Мария Юшневская, Камилла Ивашова, Анна Розен, Полина Анненкова. Портретного сходства скульптор не добивался. Образ русской женственности (и жертвенности) обязан быть собирательным.
Группа эта напоминает времена более близкие. Анна Ахматова, стояние пред питерскими "Крестами" - вот что напоминает. "А здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов..."
Перед глазами тонких, изящных, накринолиненных дам вывешен список участников декабрьского восстания 1825 года. С обратной стороны ворота украшены бессмертными строками того, кто когда-то в ужасе начертал виселицы и написал под ними: "И я бы мог, как шут...". В 1827-м Александрина Муравьева передала стихотворение "Во глубине сибирских руд..." декабристам в Читинском остроге. Данный исторический факт, видимо, и позволил Зурабу Церетели разместить стихи, как ни крути, внутри тюремных стен. "И братья меч вам отдадут" смотрится сильно облагороженным вариантом лозунга "На свободу с чистой совестью"...
Интересно, что Церетели изваял композицию в память не самих декабристов, но их жен. Дело мужчин - заблуждаться и упорствовать в своих заблуждениях (по Грибоедову: "колебание умов ни в чем не твердых"). Призвание женщины - любить, не разбирая, прав ее избранник или виноват.
Открытие памятника попытались привязать к Году семьи. Логики в этом мало. Всякий герой - по определению дурной семьянин. Декабристы на Дворцовой площади, может, и думали о потомках из лучезарного далека, но уж точно - не о женах и ребятах, оставшихся дома. Жены, в свою очередь, отправляясь в Сибирь, обрекали себя на разлуку с детьми. Боже избави нас впредь от подобных потрясений и такой семейной жизни... Не семейные ценности, а любовь впряжена была в кибитки, которые тряслись по сибирским трактам. И если в России когда-нибудь объявят Год любви, скорбный труд Зураба Константиновича придется еще более кстати.
Принято считать, что Россия стоит на женщинах. К сожалению, в силу разных трагических обстоятельств это верно. К сожалению - потому что опора на женщин для России системная ошибка. Она сама женского рода. Ей нужно, чтобы ей служили, заботились о ней и ласковые слова говорили (плохих-то наслушалась вдоволь) в первую очередь мужики. Смотришь на подруг декабристов, застывших перед вратами судьбы, и думаешь: надо что-то менять. Нельзя все тяготы жизни, происходящие от мужского недомыслия, взваливать только на наши плечи. Можем и сломаться.
Останутся ли "Жены декабристов..." на Пречистенке или обретут иную точку в пространстве, пока неизвестно. Автор полагает, что они хорошо смотрелись бы на Воробьевых горах. Впрочем, географический размах Церетели, как и прежде, Москвой не ограничивается. Подобно двуглавому орлу, ваятель смотрит в разные стороны света и в будущее не меньше, чем в прошлое. Неделю назад он показал в своей галерее "Колосса олимпийского" - с прицелом на Пекин-2008, а особенно - на Сочи-2014. За Колоссом оранжево круглится отель в виде восходящего солнца. Говорят, нынешний президент России проект видел, и ему понравилось...