Между Пьеро и Коломбиной


Среди балетных звезд началась эпидемия бенефисов, и "болеть" они предпочитают на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Начиная с декабря, "Стасик" принял Николая Цискаридзе, Светлану Захарову и Ульяну Лопаткину. Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева завершила этот зимний марафон. Она оказалась самой смелой: в программу "Диана Вишнева. Красота в движении" включила только новые, специально для нее созданные балеты.
Американцы Мозес Пендлтон и Дуайт Роден сделали отличные композиции "для кассы". Пендлтон в балете "F.L.O.W" ("For Love of Women") сначала уложил балерину на зеркальную поверхность и заставил принимать эротические позы, затем нарядил в кокон из бус и закружил в бесконечном танце. Роден в балете "Повороты любви" дал бенефициантке в партнеры "черную пантеру" Десмонда Ричардсона. Фоном для их жарких встреч и бурных расставаний послужили экзерсисы еще двух пар.
Главное событие дня — балет "Лунный Пьеро" на одноименную музыку Арнольда Шёнберга — гостья приберегла для начала программы. Вероятно, для того, чтобы зрители на свежую голову оценили масштаб события. Хореограф Алексей Ратманский разрушил миф о Шёнберге — мизантропе и ипохондрике. Его ажурная постановка высветила элегантный кабаретный стиль знаменитого вокального цикла, лишь по недоразумению считавшегося мрачным и беспросветным. А подлинной звездой балетного кабаре стала Диана Вишнева. Как и Альбертина Цеме — первая исполнительница шёнберговского опуса, она появилась в костюме Пьеро. Потом сменила его на юбочку Коломбины. Других одеяний не было, но госпожа Вишнева, поощряемая тремя партнерами, и без костюмов множилась в различных обличьях — неприступная дива, клоунесса, мечтательница...
Собственное лицо она обрела к концу вечера, когда, переодевшись в вечернее платье, вышла благодарить публику. Темпераментной балерине и ее ассистентам не только аплодировали, но и скандировали: "Молодцы!"
Балерина Диана Вишнева: "Уже забыла, когда носила нормальные туфли"
Обозреватель "Известий" поздравила Диану Вишневу с заслуженным успехом за кулисами музыкального "Стасика".
вопрос: Вы уже выступили в Калифорнии и Нью-Йорке. Теперь Москва. Где было комфортнее?
ответ: Везде по-разному. Программа неординарная - на любой вкус. Каждый может выбирать то, что нравится. В Москве мы чувствовали себя более уверенно - все-таки танцевали десятый и одиннадцатый спектакли. Тем более дома. Но, с другой стороны, было труднее. Как примут? Все же мы привезли типично западные постановки, для русского зрителя не привычные.
в: Как вы думаете, почему в Москве зрители оценили вашего "Пьеро", а в Калифорнии не приняли?
о: Они его не то что не приняли, а просто не поняли. Люди оказались не подготовлены - не знают Шёнберга, не знают, кто такой Пьеро... Зато после второго акта они уже аплодировали стоя. Но это массовый зритель. Публика в Калифорнии любит расслабляющие программы, хочет получать удовольствие и ни о чем не думать. А многие голливудские актеры были в восторге. Я считаю этот балет ключевой частью программы. Для меня танец - это и красота, и философия. Движение прежде всего должно нести мысль. Как в "Лунном Пьеро". Мы танцуем этот балет с удовольствием, развиваем от показа к показу. Алексей Ратманский после калифорнийской премьеры его ни разу не видел, а, посмотрев в Москве, удивился, как расцвел спектакль.
в: Говорят, после этого проекта на вашем теле не осталось живого места...
о: Это действительно так. Очень много синяков, царапин... Я уже забыла, когда носила нормальные туфли. Из косков (жесткие балетные туфли. - "Известия") не вылезаю уже полтора месяца. И в целом репетиционный процесс был очень сложным. Особенно подготовка балетов Пендлтона. Со стороны, когда смотришь на сцену, кажется, что все легко - бусинки, зеркало... Ну вот, думаешь, на этом отдохнем. Не тут-то было. Здесь нужна огромная работа.
в: Эта программа делалась для вас. А как вы смотрите на замысел, подобный "Королям танца": вы и еще три балерины? Ну, скажем, Лопаткина, Захарова, Сильви Гиллем...
о: Смотря, какие хореографы будут, какая обстановка... Но можно попробовать.
в: Не опасаетесь конкуренции, борьбы самолюбий?
о: А почему я должна опасаться? Я на сцене всегда не одна. Сейчас у нас был сплоченный коллектив - один за всех, все за одного. Поэтому я прежде всего буду думать о том, сможем ли мы работать вместе, удастся ли найти общий язык. И если возникнет такой проект и он будет интересен творчески, никакие амбиции не помешают.