Черноморская кинофабрика


То, что в России при создании института президентства опирались прежде всего на американскую модель, - дело общеизвестное. Сработало не только весьма немалое в те времена преклонение перед США, но и то простое обстоятельство, что если уж взялись перенимать, то президентских республик вообще не так много и выбор образцов ограничен.
Поскольку перенимали механически - "есть у американцев, пусть и у нас будет", - далеко не все заимствования оказались кстати. От института вице-президента даже пришлось отказаться, поскольку лицо, занимавшее этот пост, с чрезмерной силой желало избавиться от приставки "вице". При составлении Конституции 1993 года этот скорбный опыт учли, решив, что в Америке это, может быть, и годится, но в России вице-президенты постоянно оказываются замешаны в заговорах - и лучше уж без этой провоцирующей должности.
Иные заимствования были не то чтобы опасными, но скорее утомительными. Переписав у американцев норму о президентском послании, конституционалисты обрекли кремлевскую администрацию на ежегодное вымучивание никому особо не нужного текста, а российских нотаблей - на не менее натужное вымучивание из себя глубоких оценок судьбоносного послания. Всеми забываемого на следующий день после произнесения.
Есть, однако, еще одно заимствование - более чем двухмесячный разрыв между датой президентских выборов и датой вступления нового президента в должность. Поскольку в других державах ничего подобного не наблюдается - во Франции, например, второй тур президентских выборов был 6 мая 2007 г., а уже 16 мая новоизбранный Саркози принял присягу и въехал в Елисейский дворец, - трудно объяснить такой лаг иначе, как неуклонным подражательством.
Это при том, что у американцев такая практика сложилась исторически. Страна большая, и еще должна собраться коллегия выборщиков - формально ведь именно она избирает президента. Пока выборщики съезжались, время шло, а затем уже и традиция сложилась. У нас хоть страна тоже большая, но выборы прямые, коллегии выборщиков нет, опять же институт президентства учреждался в конце не XVIII, а XX века, когда транспорт и связь находились на более высоком уровне. Нет особой надобности воспроизводить заокеанские пережитки.
Иное дело, что до нынешних выборов проблема не была актуальной. На первых выборах в 1991 г. все было внове, да и власть президента РСФСР была тогда скорее символической, отчего и затяжка со вступлением в должность большой роли не играла. В 1996-м и 2004-м президент оказывался избран на второй срок, т.е. власть не передавалась новому лицу, наконец, в 2000 году В.В. Путин шел на выборы уже будучи и.о. президента, т.е. передачи тоже не было.
В этом году передача предстоит, и позаимствованное из-за океана intermezzo приведет к тому, что в течение двух месяцев будет известная ситуация на Черноморской кинофабрике, когда немого кино уже нет, а звукового кино еще нет. Конечно, всякая передача руководства с неизбежностью порождает такую проблему, но, как правило, она бывает кратковременной, и уж во всяком случае ее не принято искусственно и без какой-то внятной надобности затягивать. Французского срока в десять дней более чем достаточно, чтобы и приличия соблюсти, не свинчивая с дверей табличку немедленно, и кинофабрику не устраивать.
Двухмесячный сумбур на кинофабрике неприятен не только тем, что в этот период никакой деятельности, рассчитанной на перспективу, проводиться не будет - одному уже поздно, другому еще рано. И даже не тем, что властный аппарат это время будет пребывать в бездействии. Такова уж природа чиновника, чутко реагирующего на всякую верхушечную неопределенность. Самое неприятное в том, что борьбу придворных партий никто не отменял, а период затянувшейся невразумительности может сильно соблазнять игроков к резким и рискованным телодвижениям - "теперь-то можно".
То, что в США два месяца от выборов до инаугурации проходят без сучка и задоринки, - вряд ли аргумент. Если одной нации удалось идеально отладить механизм властного транзита, то благо ей, но это не основание для другой нации подвергать себя ненужным рискам.