Различие в стандартах


Выборы сербского президента, на которых победитель получил во втором туре 50,5%, могут служить убедительной рекомендацией для принятия Сербии в ЕС. Безотносительно к политическому содержанию выборов сербы максимально приблизились к современному евростандарту, при котором победа правителя определяется долями процента.
Как долго продержится нынешняя тенденция, при которой разница в голосах между победителем и побежденным быстро стремится к нулю, сказать трудно. Равно как трудно сказать, вполне ли это хорошо. В дни мира - наверное, почему бы и нет, в бурное время столь малый перевес может доставить правителю проблемы. В любом случае сегодня это норма, и при определении того, сколь выборы евростандартны, евронаблюдатели глядят, до какой степени итоговый расклад к этой норме приближается.
России по этому критерию от евронаблюдателей ничего хорошего не светит. При согласии подавляющего большинства граждан выборы превратились в спокойное престолонаследие. Модифицированное (с убиранием грустной темы) "Le roi est mort, vive le roi" (король умер, да здравствует король. - "Известия").
%%VYNOS1%%Можно тому радоваться, можно печалиться, но существенно, что роль властей в установлении нынешнего обычая минимальна. Вопреки мнению как властных самохвальщиков, так и их ругателей. Не будь норм (на иной взгляд, совершенно излишних), дополнительно ужесточающих избирательное законодательство, картина была бы практически та же, что и ныне. Положим, оппозиционных самовыдвиженцев без проблем зарегистрировали. Что они получили бы? - проценты, а скорее, доли процентов.
Тезис о предварительной зачистке политической поляны - после чего и оппозиция сделалась столь ничтожной, а могла бы быть могучей - не вполне учитывает, что вода дырочку найдет. Существуй сильный и массовый общественный запрос на политическую альтернативу, брешь в плотине была бы немедля пробита. Хотя бы тот же Г.А. Зюганов на глазах - перспектива обрести власть и ощущение общественной поддержки еще и не то с человеком делает - чудесно бы преобразился в евростандартного либерал-социалиста, вполне сопоставимого по силе с властным кандидатом. Никто не отменял принципа "Я должен идти за ними, потому что я их вождь". Пошел бы и Зюганов, используя свое преимущество - легальный оппозиционный статус. Но нет запроса - нет и преображения. Существуй же реальный запрос, чтобы подавить и зачистить, пришлось бы прибегать совсем не к нынешним методам. Одним крючкотворством тут было бы не обойтись.
Спору нет, и можно и должно было бы воздерживаться от множества совершаемых глупостей, но даже идеальное воздержание никак существенно не изменило бы процентную картину. Евростандарта все равно не получилось бы. Нет запроса. Не того, который от ПАСЕ, ОБСЕ и Фридом-хауса, а того, который от большинства сограждан.
Осознав эту данность, можно было бы куда спокойнее говорить с иностранными наблюдателями, не создавая проблему на ровном месте. Формула "Правитель является легитимным не в силу соответствия текущему евростандарту, а в силу того, что таковым его признают его подданные - впрочем, приезжайте и наблюдайте сколько влезет, гости дорогие, за столом никто у нас не лишний", будучи сугубо патриотичной и суверенной, в то же время разумно миролюбива и не провоцирует тяжбы не пойми о чем. Из того очевидного факта, что сложившаяся у нас политическая культура никак не евростандартна и наблюдатели никогда ее не признают своей, еще никоим образом не вытекает, что наблюдателей надо гнать. Пускай ездят толпами и дивятся многообразию политических культур.