На рекорд


Первое заседание V Думы запомнилось в основном громкой фрондой артистов С.С. Говорухина и И.Д. Кобзона в связи с отлучением И.Д. Кобзона от поста главы комитета по культуре. В связи с чем "Единую Россию" единоросс С.С. Говорухин даже сравнил с КПСС. Куда меньшее внимание привлекло увеличение числа зампредов Госдумы до 10 душ и числа комитетов до 32. Возможно, потому, что тут и с КПСС не сравнишь - чего не было, того не было. В смысле номенклатурного размножения (впрочем, и во многих других смыслах) V Дума подтвердила свое звание несравненной.
Не будем спрашивать, как отнеслись бы немцы к тому, что у них десять вице-президентов бундестага. Положим, зарубежные парламенты - это одно, а наш - совершенно другое. Заметим, однако, что и на фоне вполне родного (поздне-/пост-) советского парламентаризма думский рекорд тоже впечатляет. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР отличались от V Думы в ряде отношений. Численность депутатов РСФСР была в два с лишним раза (1096 против 450) больше, депутатов СССР (2250 против 450) было больше впятеро. Энтузиазм, вызываемый впервые свободно избранными представительными собраниями, был весьма высок, и попервоначалу съезды обладали весьма высокой популярностью. Закон предоставлял им широкие полномочия, и не сказать, чтобы они ими вовсе не пользовались. Наконец, оба съезда (в особенности РСФСР) были местом для дискуссий, и весьма острых. Российский съезд был вообще расколот, так что дискуссий было хоть отбавляй.
Тем не менее численность парламентской номенклатуры тех времен поражает своей ничтожностью. Съезд народных депутатов СССР обходился председателем, зампредом и двумя главами постоянных палат. В РСФСР было чуть побогаче - четыре зампреда и два спикера палат, но по сравнению с V Думой картина все равно сиротская. Расцвет номенклатуры тут особенно несообразен функционально. Как было разъяснено - и совершенно справедливо, - достижением ЕР является квалифицированное большинство в парламенте. Но при наличии такового львиная доля проблем, связанных с работой дискуссионной и голосовательной машины, вообще снимается. Если и нужно какое-то начальство, то не столько думское, сколько партийное, которое поддерживало бы дисциплину в рядах главной фракции, и этого будет достаточно, чтобы все работало как по маслу, ибо члены прочих фракций могут хоть на головах ходить - это ничего не может изменить в принципе. При столь идеальной машине зачем главному машинисту еще десять помощников - кто бы объяснил?
Сам по себе безудержный рост числа начальников - это было бы еще полбеды, законов Паркинсона никто не отменял. Но в этих законах встречается и другое, более печальное наблюдение. То, что крайний расцвет и расширение начальственной структуры обыкновенно совпадают с упадком самого учреждения. См. наблюдения о штатах (весьма скромных) министерства колоний в те годы, когда солнце не заходило над Британской империей, и штатах по образцу V Думы в те годы, когда от империи осталось несколько крохотных анклавов. Тут наиболее впечатляют ножницы между числом управителей и объемом управительских полномочий. Даже делить неизменный авторитет между все большим числом начальников не очень ловко, но каково же так делить авторитет, изменяющийся не в сторону увеличения.
Об опасности таких ножниц говорили задолго до Паркинсона. В православии есть понятие "прелесть", в уставе помянутой артистом Говорухиным КПСС предписывалось бороться против парадности и зазнайства. Организационно-кадровый рекорд, установленный V Думой, наводит - какой устав ни возьми - на грустные мысли.