Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнало о предложении Трампа выделить $1,01 трлн на нацбезопасность
Общество
Близкие и коллеги корреспондента «Известий» Федорчака почтили его память в Крыму
Мир
Шольц призвал не торопиться с запретом партии «Альтернатива для Германии»
Мир
Принц Гарри проиграл суд по делу о госохране в Великобритании
Мир
Reuters узнало о планах Euroclear выплатить инвесторам €3 млрд из активов РФ
Интернет и технологии
Rockstar Games объявила о переносе релиза GTA VI на май 2026 года
Мир
На Западе заподозрили Макрона в попытке повлиять на выборы папы римского
Мир
Экс-премьер Молдавии указал на бездействие Кишинева в условиях кризиса экономики
Мир
Подозреваемую в покушении на экс-главу ячейки «Правого сектора» арестовали
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Общество
СК начал проверку после жалоб на истязание детей в саду в Челябинске
Мир
Трамп намерен лишить Гарвард статуса освобожденного от налогов
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Общество
Репринт газеты «Известия» от 9 мая 1945 года передали сводному отряду МВД в ЛНР
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 11 украинских катеров в Черном море
Мир
Рубио исключил возвращение Украины к границам 2014 года
Мир
Жители Одессы возложили цветы к Дому профсоюзов в годовщину трагедии

Имена, украшавшие газету

Строки "Известий" об искусстве, как и достойнейшие авторы этих строк, остались в памяти отечественной культуры. Газета была и вполне может быть "надеждой и опорой" людям искусства и людям, открытым искусству. Такова известинская традиция.
0
АНДРЕЙ ЗОЛОТОВ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

АНДРЕЙ ЗОЛОТОВ

Обозреватель "Известий" по искусству в 1960-66 и в 1992-94 годах

Заслуженный деятель искусств, профессор, лауреат Государственной премии - к этим свидетельствам официального признания заслуг нашего коллеги и товарища хочется добавить слова искреннего поздравления ему в день 70-летия. Приобретенная с годами мудрость соседствует в его натуре с молодостью души, свежестью и тонкостью восприятия окружающего мира и искусства как самого возвышенного проявления человеческого духа. Наше пожелание юбиляру - хранить в себе эту гармонию еще долгие годы.

Коллеги-известинцы

* * *

Строки "Известий" об искусстве, как и достойнейшие авторы этих строк, остались в памяти отечественной культуры. Газета была и вполне может быть "надеждой и опорой" людям искусства и людям, открытым искусству. Такова известинская традиция.

Говорю об этой исторической традиции "Известий", ибо образцов высокого и талантливого авторства немало найдется за 90 лет существования газеты. К примеру, в 30-х годах минувшего столетия именно в "Известиях" был опубликован оригинальный этюд Анатолия Васильевича Луначарского о Николае Андреевиче Римском-Корсакове (в форме диалога героя и автора). Он вошел во многие издания трудов выдающегося критика, писателя и государственного деятеля...

Мне, заставшему два известинских периода, довелось непосредственно заказывать, редактировать и публиковать множество статей и материалов иных жанров, принадлежавших перу достойнейших наших Художников.

Незабываемы публикации Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Однажды он позвонил мне по редакционному телефону и упрекнул, что я не был в Большом зале консерватории на генеральной репетиции нового сочинения Георгия Свиридова - кантаты "Курские песни". Я объяснил, почему не смог быть, и в ответ услышал: "Я хотел бы написать об этом сочинении". Вскоре мы опубликовали его эссе-рецензию, в которой содержалась ставшая ныне классической афористичная характеристика творчества выдающегося русского композитора: У Свиридова нот мало, а музыки очень много...

В истории "Известий" немало эпизодов, связанных с музыкой самого Шостаковича. Вот один из них. После премьеры в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперы "Катерина Измайлова" (во второй редакции - "Леди Макбет Мценского уезда") я намеревался заказать рецензию на эту во всем сложившуюся и "знаковую" постановку режиссера Льва Михайлова и дирижера Геннадия Проваторова. К полноценному художественному впечатлению здесь прибавлялось еще и чувство "торжества справедливости": спектакль знаменовал собой "политическую реабилитацию" знаменитой оперы, осужденной в 30-х годах редакционной статьей "Правды" "Сумбур вместо музыки". Однако главный редактор "Известий" Алексей Иванович Аджубей поначалу урезонил меня: Не торопитесь, хорошо и то, что опера поставлена, надо выдержать паузу.

Еще два-три раза я возвращал нашего главного к этой проблеме, но он держался своего мнения. Наконец, однажды, встретив меня у лифта и участливо спросив, о чем это я горюю, Аджубей сказал: Ну ладно, будем публиковать рецензию, только чтобы автор был именитый!

Я позвонил Евгению Федоровичу Светланову, заручился его согласием. Мы встретились в его квартире в Каретном Ряду. После нашей беседы в "Известиях" наконец-то появилась рецензия "именитого автора".

...Одним из самых блистательных известинских авторов был Генрих Густавович Нейгауз - удивительная личность, великий музыкант, мастерски писавший о музыке. Целый цикл известинских статей Нейгауза перекочевал в большой том его литературного наследия. В одной из них - рецензии на исполнение Святославом Рихтером трех последних сонат Бетховена - Генрих Густавович высказал парадоксальную на первый взгляд, но высоко правдивую мысль: Самое высокое в искусстве и есть самое доступное.

Генрих Нейгауз не раз бывал в нашей редакции. И его последняя в жизни статья - о московском концерте знаменитого итальянского пианиста Артуро Бенедетти Микеланджели - была опубликована в "Известиях" (авторская рукопись на страницах школьной тетради в клеточку хранится в моем архиве).

К 75-летию Нейгауза Святослав Рихтер, находившийся в ту пору в зарубежной гастрольной поездке, прислал в "Известия" адресованное учителю сердечное поздравление. Его проникновенные слова опубликованы в газете 12 апреля 1963 года и стали достоянием культурной истории.

Никаких государственных наград к своему юбилею Нейгауз не получил. Единственной наградой от общества стала для него настольная медаль "Известий" - "За творческие успехи". По поручению редакции я вручил Генриху Густавовичу эту медаль в красивой деревянной коробочке (специально для почетных авторов) в ресторане гостиницы "Советская" на дружеском ужине, который устроили любимому учителю его ученики.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир