Не для мебели


Прима-балерину Мариинки столица любит давно. Еще с момента ее первого появления на сцене Большого театра. Тогда, в "Дон-Кихоте", 19-летняя Диана блеснула отнюдь не петербургским жизнелюбием, и благодарная московская публика сказала: "Наша!".
С тех пор балерина неоднократно наведывалась в Первопрестольную, собирала полные залы, а полтора года назад чуть было не сделалась москвичкой. Худрук Большого балета Алексей Ратманский предложил ей стать приглашенной солисткой, но помешала пресловутая балетная солидарность. Московские примы дружно воспротивились появлению конкурентки, и прогрессивный худрук пошел на попятную. В результате Москва видит Вишневу куда реже, чем Нью-Йорк и Берлин, в чьих театрах она обожаемая guest star.
Вот и сейчас за визит петербурженки в Москву нужно благодарить чешского хореографа Петра Зуску. Арт-директор Национального балета Праги привез на гастроли свою труппу и включил в программу одноактный балет "Объятия моря". Мужскую партию он станцевал сам, а женскую отдал Вишневой.
Больше в этом балете никого нет. Если не считать стола и стула. Хотя, по справедливости, стол и стул нужно считать в первую очередь. Потому что танцуют партнеры в основном не в паре, а с предметами плотницкого искусства. С одной стороны, это хорошо — не требуется особых усилий по расшифровке действия. Без лишних слов понятно: опостылели любовники друг другу настолько, что приятнее обнимать мебель, чем некогда дорогого человека. А с другой... Право, сердце разрывается, когда хрупкая Диана героически тягает стол и, рискуя сломать драгоценные ноги, прыгает со спинки стула.
В этих трагических местах меланхолическая музыка Яна Тирсена звучит реквиемом по упущенным возможностям. Чисто танцевальным. В самом деле, зачем хореографу эта небезопасная и эстетически спорная эквилибристика? По тем фрагментам, что партнеры исполняют без подпорок, как божий день ясно: Зуска достойно освоился в танце-модерн — и сам в нем хорош, и Вишнева без оглядки забыла свое классическое прошлое. Да и счастье совместного танцевания их не миновало. Судя по тому, с каким пылом хореограф расцеловал партнершу и каким нежным жестом Диана протянула ему розу, творческое содружество протекает без эксцессов.
Обнадеживает и другой творческий контакт госпожи Вишневой. На сей раз с продюсером Сергеем Даниляном. Он уже показал в столице свой проект "Короли танца" с участием четырех звезд мирового балета. На очереди следующее мероприятие, где королева будет одна. Естественно, Диана. В Москве спектакль под названием "Диана Вишнева — красота в движении" появится в 2008 году, а до того в Нью-Йорке выйдет одноименная книга.