Музы не молчали


Разумеется, основной "жанр" недели - сообщения Совинформбюро с фронта, бои в районе Нальчика, Туапсе, под Сталинградом. Но есть особая тема, подсказанная знаменитой поговоркой "Когда говорят пушки, музы молчат". Авторство афоризма не установлено, но восходит он к словам из знаменитой речи Цицерона (52-й век до нашей эры!) - "Когда гремит оружие, законы молчат". Так вот, в 1942 году, в условиях военного времени, многие законы и впрямь помалкивали, но музы явно не молчали.
В известинских номерах этого периода писательское и поэтическое слово было востребовано, как никогда. Среди авторов - Николай Тихонов, Владимир Лидин, Всеволод Вишневский, поэты Микола Бажан, Николай Рыленков, Александр Прокофьев...
В эти дни опубликованы указы о присвоении почетных званий деятелям культуры - художникам Борису Иогансону и Николаю Крымову, театральному режиссеру Леониду Баратову, солистке Всесоюзного радио Наталье Рождественской. Московские МХАТ и Малый театр, забыв о соперничестве, ставят пьесу Александра Корнейчука "Фронт". На экранах кинотеатров идут новые фильмы - "Парень из нашего города", "Александр Пархоменко", "Машенька". И в Театре эстрады Вадим Козин, еще не запрещенный и не репрессированный, дает три концерта. Музы говорили и пели во весь голос...
Все же две публикации "Известий" надо отметить особо. Газета тогда не написала (да и не могла написать) о состоявшейся 6 ноября премьере песни "Шумел сурово брянский лес" Анатолия Софронова (слова) и Сигизмунда Каца (музыка). Зато она напечатала репортаж своего военного корреспондента Анатолия Софронова из Н-ского партизанского отряда "Праздник у партизан". В канун годовщины Октября поэт приземлился на партизанском аэродроме в районе Трубчевска и вечером "лесные солдаты" впервые услышали песню, ставшую впоследствии официальным гимном Брянской области: "Шумел сурово брянский лес, /Спускались синие туманы, /И сосны слышали окрест, /Как шли по лесу партизаны". Через неделю слова песни переплавились в заключительный аккорд известинского репортажа: "В леса по тропкам и тайным дорожкам уходят партизаны. Охраняют их высокие сосны и белоствольные березы. Идут партизаны на новые подвиги"...
В эти дни знаменитой песне исполнилось 65 лет.
13 ноября 1942 года "Известия" напечатали еще один репортаж - "Воля к жизни". Сегодня, будь моя воля, я перепечатал бы его полностью как образец журналистского мастерства и неподдельной искренности высоких чувств. Автор - великий кинорежиссер Александр Довженко, выступивший на этот раз военкором "Известий". Сюжет документален: смертельно раненного солдата Ивана Кармалюка выносят с поля боя, врачи пытаются его спасти, но гангрена медленно убивает его, ампутирована рука, нет пульса. У хирурга Николая Дудко опускаются руки. Но происходит чудо: солдат находит в себе силы встать и приказывает хирургу вернуть его в операционную и еще раз перевязать.
"Хирург работал с необычайным вдохновением и любовью. Никогда еще не хотелось ему так страстно спасти человеку жизнь, как сейчас. Иван лежал перед ним в глубоком обмороке, но его могучая воля к жизни и борьба передались хирургу... Так сила сопротивления смерти умирающего умножила силу воли врача, и эту силу врач возвращал больному сторицей..."
"- Вы выиграли генеральное сражение почти без всяких средств для победы, - сказал взволнованный хирург. - Благодарю вас. Вы научили меня жить. Я преклоняюсь перед благородством вашей воли".
Тут ни убавить ни прибавить.