Почему Россия не Германия


Слова В.В. Путина, сказанные им на единороссийском съезде: "Возглавить правительство - это вполне реалистичное предложение" - тут же вызвали предположения, что, покинув пост президента РФ, В.В. Путин собирается германизировать Россию. В смысле - создать властную конструкцию по образцу ФРГ, где правителем государства является бундесканцлер, тогда как бундеспрезидент исполняет чисто представительские функции. То есть заговорили ни много ни мало как о будущей парламентской республике, в которой премьер Путин займет подобающее ему место.
Вообще говоря, тут может быть много вариантов, при которых никакая германизация не понадобится. Вместо реалистического предложения стать премьером может явиться какое-нибудь другое, еще более реалистическое предложение, и вопрос отпадет сам собой. Если у нас будет "майский президент", который, заступив на пост в мае 2008 г., прослужит недолго, но честно, а затем подаст в отставку, менять политическое устройство тоже нет смысла. Наконец, можно допустить, что В.В. Путин готов служить премьером на тех же основаниях, на каких служил им, допустим, М.М. Касьянов, то есть его не смущает перспектива вдруг быть отправленным в отставку.
Правда, В.В. Путин назвал одно из условий своего возможного служения - "Президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре", возможно, имея в виду, что работа в паре с эффективным человеком исключит возможность сюрпризов. В этом случае премьер должен верить президенту как себе, будучи полностью убежденным в том, что главу государства лукавый ни за что не попутает поставить вопрос ребром "Я царь или не царь?" и воспользоваться своим непререкаемым конституционным правом - "Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ" (ст. 83-в Основного закона РФ). Если В.В. Путин настолько доверчив, то благо ему, если не настолько, придется менять Конституцию. Все привыкли к тому, что под словами о неизменности Конституции подразумевается одна-единственная ст. 81-3 "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд", и совершенно забыли, что в Основном законе есть и другие статьи.
Но даже если с эффективным и современным президентом все удастся устроить - хоть с переменой Конституции, хоть без, - останется куда более фундаментальная проблема политической культуры. Последний раз в отечественной истории лидерство и премьерство совмещались в лице Н.С. Хрущева, и с 1964 г. больше никогда такого не было. Подавляющая часть граждан об этой модели просто не помнит - это глубоко пассивный запас политической культуры. Напротив, с 15 марта 1990 г., когда М.С. Горбачев стал президентом СССР, политическая культура сложилась так, что первое лицо - это всегда президент, причем, учреждая этот пост, М.С. Горбачев, а за ним и Б.Н. Ельцин исходили именно из этого общепринятого представления. Президент и есть верховный правитель, а премьер - фигура сугубо вторичная и подчиненная. Все больше по хозяйству и по цементу.
Германизация, о которой говорят как о деле простом и легком - ровно в баню сходить, есть разворот всей политической культуры на 180 градусов. Уже не президент, а канцлер определяет все направления внутренней и внешней политики, а президенту остается лишь принимать верительные грамоты и открывать цветочные выставки. Бесспорно, дорогие россияне привычны к самым неожиданным политическим поворотам, но все-таки гибкость их психики не следует абсолютизировать. Даже при полной покорности верховной воле граждане элементарно запутаются в вопросе, кто же теперь царем.