Успех наших ног в Лондоне


Британцам везет на русский балет. Почти каждое лето в Лондон наведывается то Большой, то Мариинка, и даже, как в прошлом году, оба гиганта вместе. Ныне москвичи опять приехали в основном с испытанными классическими хитами. А еще Сергей Дягилев заметил - лондонцы любят то, что знают, и чем больше знают, тем больше любят, поэтому хороший прием Большому был обеспечен.
Тем более что в этот раз БТ еще и польстил местной публике - эпохальную партию Спартака отдал солисту Королевского балета Великобритании кубинцу Карлосу Акосте. Хотя, на мой взгляд, африканские страсти, демонстрируемые им в этой роли, к одноименному спектаклю Юрия Григоровича отношения не имеют. Господин Акоста такой же Спартак, как Руперт Эверетт донской казак. Однако британские газеты сочли, что именно их премьер спас нашу национальную гордость.
"Акоста был единственным, кто мог сравниться со своими предшественниками Владимиром Васильевым и Михаилом Лавровским в благородстве и героике", - оповестила "Файнэншл таймс". "Труппа не знала по-настоящему запоминающегося Спартака с того времени, как, сбросив оковы, бежал Ирек Мухаммедов. Теперь узнала", - порадовалась "Дейли телеграф". "Актерская игра Акосты сообщает "Спартаку" глубину, которой едва ли достойна эта хореография", - обнаружила "Таймс". Что тут скажешь? Поучиться бы нам у британских коллег. Мало, мало хвалим мы наших артистов. А надо бы - хотя бы за то, что они наши.
"Корсар" обошелся без английского присутствия, и градус восторгов оказался ниже. Но были отмечены Светлана Захарова - "истинная царица", Денис Матвиенко - "вызывающе пылкий и страстный" и в то же время "несколько ироничный по отношению к собственной героике". И "восхитительная" Екатерина Шипулина. Но сцена "Оживленного сада", заслужившая в Москве всеобщее восхищение, была саркастически названа "цветочным шоу в Челси".
Но безусловно уместной сочла лондонская критика "фантастическое видение "Теней" в "Баядерке": "Кордебалет и три солистки были великолепны, а Захарова-тень потрясла совершенными линиями". Единодушных похвал удостоилась соперница Захаровой Мария Александрова - "хищная и гордая" Гамзатти. По поводу Солора - Николая Цискаридзе мнения разделились. "Очень элегантный стиль исполнения и "парящий, как у газели, прыжок", обнаруженные рецензентом из "Стейдж", оставили равнодушным его коллегу из "Ивнинг стандарт": "Цискаридзе до смешного ненатурален" и "выглядит не мужчиной, разрывающимся между двумя женщинами, а зацикленным на себе щеголем".
В триумфе беспроигрышного "Дон-Кихота" не сомневались ни организаторы, ни публика. Журналистам осталось лишь изощриться в похвалах. Особенно повезло двум "бэби" Большого - Наталье Осиповой и Ивану Васильеву. Девушку назвали "пороховой бочкой, готовой взорваться энергией и радостью", а танец юноши заставил почтенного представителя "Таймс" "раскрыть рот от удивления".
Из современного репертуара Большой показал тройчатку, состоящую из "Эльсинора", "Комнаты наверху" и "Класс-концерта", а также "Светлый ручей". Общее мнение по поводу этих спектаклей можно охарактеризовать как благоволящее - ни особого раздражения, ни особого восхищения. Словом, ничего похожего на взрыв эмоций, который несколько лет назад вызвал "Ромео..." Деклана Доннеллана и Раду Поклитару. Тогда Большой смело посмеялся над своими легендами, чем вызвал бурю негодования. В этот раз предстал благонравным и воспитанным, как дитя в воскресной школе. Но, как выяснилось, для успеха на берегах Темзы большего и не требуется. Следующий визит Большого балета в английскую столицу запланирован через два года.