От Брюллова до пургена


В принципе сезоны в Москве не закрываются, а плавно перетекают из уходящего в наступающий. На так называемое летнее безвременье выпадают крупные фестивали, по свободным площадкам распределяются топовые гастролеры. Из своих самые успешные уходят на каникулы попозже, дабы окучить гостей столицы, а театры-скромняги, напротив, норовят пораньше открыться — пока конкуренты в отпуске. И все-таки "Турандот" вот уже 16 лет ставит июньскую точку. Всё. Лицедеям пора скидывать маски и отдыхать.
Новость-2007: премия сменила пункт приписки. Бомонд, год из года топтавший свежестриженые газоны усадьбы "Кусково", на сей раз собрался в стенах Третьяковской галереи. Причем большинство не скрывало, что последний раз в обитель отечественного искусства их приводили еще школьниками, и если бы не "Турандот", кто знает... А так — пофланировали по залам, полюбовались — под бокальчик игристого — Брюлловым, Кипренским, Щедриным, настроились на высокий лад.
Высокое, впрочем, присутствовало на сцене в весьма умеренных дозах. Что нормально: московский театральный мир — это вам не Третьяковка. Главной радостью вечера стал блистательный актерский дуэт: Мария Аронова — собственно принцесса Турандот, "хроническая холостячка", и Роман Мадянов — незадачливый сват. Поскольку Аронова сменила кукольных и совершенно бездарных принцесс по наводке обозревателя "Известий", а Мадянов — все по той же наводке — помимо своднических функций, принял еще и награду за лучшую мужскую роль (спектакль "Куба — любовь моя"), моему тихому, но гордому ликованию не было предела...
Лучших актрис, по мнению "Турандот", в минувшем сезоне оказалось две: 87-летняя старейшина вахтанговской сцены Алла Казанская (спектакль "Королева красоты") и молодая звезда Ирина Пегова ("Рассказ о счастливой Москве", Театр Табакова). Лучшим сценографом признали Аллу Коженкову (мирзоевский "Дракон"), а режиссером — Дмитрия Крымова ("Демон. Вид сверху"). Лучший спектакль — "Самое важное" Евгения Каменьковича в Мастерской Петра Фоменко. Дебютант сезона — актер Алексей Черных ("Морфий", театр Et Cetera). Новая номинация "За вклад в театральное искусство Москвы" открылась с "Ленкома", благо в сентябре он отметит 80-летний юбилей.
Премию за честь и достоинство на сей раз получал Михаил Державин. Поздравлять друга — в духе передачи "Театр+TV" — вышли Вера Васильева и Лев Дуров. Васильева напомнила, что Державин всегда был мастером сценических розыгрышей, от чего особенно страдал Андрей Миронов, а Дуров рассказал, как однажды Михал Михалыч предложил Леониду Каневскому, страдавшему от головной боли, две таблетки слабительного... Только интеллигентный спич самого виновника торжества пригасил недоумение в зале: вроде "честь и достоинство", а тут пурген, Миронов, с рыданиями отползающий в кулисы, чуть ли не сорванные спектакли, хулиганство какое-то, слушай...
В кулуарах "Хрустальной Турандот" разыгрывались два основных сюжета. Первый был связан с появлением Леонида Ярмольника — не столько театрального деятеля, сколько супруга театральной жены. Художник по костюмам Оксана Ярмольник рассказывала коллегам, как подло "оклеветала Леню" желтая пресса. Друзья и коллеги сочувственно кивали, а за спиной перешептывались: хорошо бы скандал с избитым папарацци и правда оказался газетной уткой. А то очень уж некрасивая история...
Героем второго, гораздо более трогательного сюжета стал Николай Караченцов. Удивительно не то, что он появился на "Турандот" - Николая Петровича теперь можно встретить на светских мероприятиях, а то, что никто его лишний раз не дергал, не терзал чрезмерным вниманием. Караченцову не дарили букетов, не аплодировали стоя — он прибыл и уехал, как обычный гость. Значит, дела и правда идут на поправку. Слава Богу.