И ножкой ножку бьет!


Всю неделю страна болела. Наши ребята играли в отборочной группе футбольного чемпионата Европы. Обозреватель "Недели" Светлана Наборщикова, посмотрев матчи Россия - Андорра и Россия - Хорватия, задумалась об общих корнях футбола и балета.
Футбол и балет очень похожи. Плохому танцору, как плохому футболисту, всегда что-то мешает. А если серьезно, футболисты нередко вспоминают балет, а футбол всегда интересовал людей, причастных к балету.
В футболе, как и в балете, существует строгая иерархия, организованная по принципу пирамиды. В основании ее кордебалет - рабочие "лошадки", не видные, но для общего результата полезные. Далее следуют корифеи - мастера подач, причастные к голам, но редко забивающие. На самой вершине располагаются солисты. Их великолепные проходы с последующим взятием ворот готовит вся команда. Среди звезд тоже существует классификация. Одни из них универсальные мастера на все руки, другие отличаются одним каким-то блестящим умением. Этих так и называют: "королева фуэте" или "король штрафных".
Отдельная тема любого разговора о балете и футболе - болельщики. И там и сям есть простые любители, время от времени приходящие в театр (на стадион), и профессионалы, для которых походы на балет (футбол) - ежедневная работа. В футболе эти подвижники называются фанатами, в балете - клакерами, но функция у них одна: создать атмосферу спектакля и поддержать любимцев. Правда, разборки между балетными болельщиками происходят в основном в виртуальном пространстве, на балетоманских сайтах. Во всяком случае, такая мера предосторожности, как буферная зона вроде пустующего сектора на переполненном стадионе в Загребе, в балете явно лишняя...
Любой футбольный матч - спектакль. Бывают среди них захватывающие, бывают и откровенно скучные. В каждом есть своя интрига и драматургия. Матч Россия - Андорра напоминал нередкий в современной практике случай, когда в провинциальный театр приезжает группа продвинутых солистов. Скорбеть по поводу разницы в классе некогда - публика в сборе: безостановочно машет российскими флагами и не жалеет глоток для речовок. И вот андоррцы выходят в роли провинциального кордебалета, а наши - в роли солистов. И так солируют всю игру, не выпуская "кордебалетных" с их половины сцены и обеспечивая сольными выходами своего премьера Александра Кержакова. Маленький крепыш, затмив рослых партнеров, исполняет три вариации, завершающиеся тремя голами, а под занавес удостаивается премьерских почестей - торжественного вручения удостоверения заслуженного мастера спорта.
Точно так же после спектакля на сцену выходит худрук балетной труппы и объявляет об официальном назначении танцовщика имярек на должность премьера. И так же, как к премьеру, отныне к нему внимание особое: станцуешь (сыграешь) чуть хуже - и вот уже пошли разговоры о том, что "спекся", не оправдал доверия.
Между тем "оправдывать доверие" в матче, подобном игре России с Хорватией, ох, как тяжело. Потому что все против: рев чужих болельщиков, репутация "страшного" стадиона, где хорваты ни разу в жизни не проигрывали, скользкое поле и нервы, нервы, нервы...
По сюжету эта выматывающая встреча напоминала распространенные в годы советской власти национальные балеты на революционную тему. Обязательную в балете любовно-лирическую линию заменили стенания "подбитых" игроков, а в остальном получилось очень похоже.
Сначала плохие богатые ребята (хорваты) угнетали хороших бедных (россияне). Бедные, запертые в резервации (на своей половине поля), что есть сил охраняли последний оплот революции (собственные ворота). Время от времени наши богатыри прорывались на чужую территорию, делали там небольшой "шорох" и тут же уходили обратно - в глухую оборону.
Наконец главный вождь (старший тренер сборной России Гус Хиддинк) призвал подопечных оставить осторожность и мощными рядами идти в наступление. Борцы за свободу, выдвинув вперед героев (Кержаков, Аршавин, Сычев), устремились к бастионам противника и если не перехватили инициативу, то по крайней мере выровняли борьбу. Далее по балетной идее должен был последовать торжественный апофеоз (взятие ворот и обнимания с целованиями), но футбол внес коррективы. Началось то, что называется "тянуть время".
В балете время обычно тянет балерина. После адажио она кланяется до тех пор, пока партнер не отдышится для своей вариации. В футболе время тянут все игроки, и это особое искусство - без потерь дожить до финального свистка и добиться ничьей, равной победе. Наши дожили и добились.
Для героического балета такой финал пресноват, но для футбола на чужом поле да с таким соперником - в самый раз.
Игра и танец: опасные связи
Автор "Золотого века", знаменитого футбольного спектакля, Дмитрий Шостакович был преданным поклонником и великим знатоком футбола. Имел квалификацию футбольного судьи и гордился тем, что жизнерадостный марш, которым по сей день открываются игры на наших стадионах, написал его друг Матвей Блантер.
Год назад, к 100-летнему юбилею Шостаковича, американец Ноа Гелбер возродил "Золотой век" с участием футболистов в Мариинском театре.
Еще один шедевр нашего балета - композиция под названием "Футболист", поставленная Асафом Мессерером в 1930 году.
В дни чемпионата мира 2006 года страстная болельщица Майя Плисецкая со знанием дела рассуждала на страницах спортивных газет об артистизме Зидана.
Термин "балетный футбол" (futebol bailarino) придумал бразильский тренер Эмерсон Леао, мечтавший о процветании футбола-искусства. Несколько лет назад российско-бразильские любители футбола заговорили о взаимовыгодном обмене - школе бразильского футбола в России и школе русского балета в Бразилии (последняя уже открылась в Жоинвиле).
Лауреат главной российской театральной премии "Золотая маска" Роман Андрейкин начинал в футболе, затем переключился на танец и ныне востребован по всей Европе как уникальный исполнитель contemporary dance.