В стае - только мальчики


Лондонская премьера "Лебединого..." Мэтью Борна в 1995 году совпала со скандалом в английской королевской семье. Принцесса Диана разводилась с принцем Чарльзом. Чарльз не скрывал романа с Камиллой Паркер-Боулз. Королева Елизавета хранила презрительное молчание...
На этом фоне балет Борна выглядел по меньшей мере провокационным, и успех его можно было отнести за счет удачного момента. Тем более что исполнитель роли Принца Скотт Эмблер был как две капли воды похож на Чарльза, а белокурый Лебедь, которого танцевал премьер Королевского балета Великобритании Адам Купер, странным образом напоминал и Диану, и Камиллу.
С тех пор монархические разборки подзабылись. А борновская история об одиночестве, посещающем людей независимо от их сексуальной ориентации и социального положения, осталась. В Москве постановщик показал ее впервые, и, пожалуй, за последние двадцать лет ни одно московское "Лебединое..." будь то родные столичные или гастрольные не имело такого сногсшибательного успеха. Борн, выбежавший на поклоны под крики разгоряченной публики, просто сиял. Еще бы добиться подобного приема на родине "Лебединого озера" дорогого стоит.
Впрочем, если разобраться на холодную голову, успех вполне предсказуем. В истории этого балета есть сюжеты изобретательнее, но столь восхитительный альянс режиссуры, хореографии, сценографии, костюмов, света и поразительной по самоотдаче актерской работы встречается редко.
Редкость среди современных "Лебединых..." и решение лебединых сцен. Чтобы вот так пронзительно, без гомосексуальной пошлости, ставить мужские ансамбли и дуэты, надо действительно быть мастером.
Борн рассказал поучительную историю из жизни королевских особ. Юноша-принц (Саймон Уильямс) обделен любовью матери-королевы (Нина Голдмен), занятой государственными обязанностями и флиртом с молодыми офицерами. Бедняжка вынужден сопровождать мать на смотры, парады и прочие мероприятия, от которых чувствительного принца просто воротит. Не помогает и короткая интрижка с разбитной блондинкой (Эгнес Уондрпот), услужливо подсунутой личным секретарем (Эшли Бейн). Неузнанный принц проводит время в сомнительных барах, пьет, дерется и, отчаявшись, бежит на озеро топиться. В это самое время возникают судьбоносные лебеди стая полуобнаженных мужчин в панталонах из перьев, причем лебединый вожак (Томас Уайтхед) проникается к принцу сочувствием. Окрыленный наследник отправляется на очередной прием, отвергает домогания блондинки, дерзит матери и вот он, подарок судьбы! снова встречает Лебедя. Но возлюбленный, облаченный на сей раз в сексапильные кожаные штаны, ведет себя странно. На принца не обращает ни малейшего внимания, зато вовсю флиртует с королевой.
Потрясенный принц хватает пистолет, стреляет и попадает в блондинку. Далее следует закономерный финал: палата сумасшедшего дома и бредовые галлюцинации на любимую тему. На этот раз встреча с лебедями не сулит ничего светлого. Стая, угрожающе шипя и махая крыльями, надвигается на страдальца, и спасения, кажется, ждать неоткуда. И тут в очередной и последний раз появляется Лебедь. Грудью закрывает он принца и падает, заклеванный сородичами. Вошедшая королева видит мертвого сына, а зрители вырастающего над кроватью Лебедя. На руках он, как мадонна Христа, держит принца.
Борн мастерски работает с музыкой (превосходная запись Королевского филармонического оркестра под управлением Бретта Мориса). Смотришь на сцену и думаешь, что Петр Ильич Чайковский писал танцы лебедей не для нежных девушек, а для агрессивных парней. "Русский танец" не для безымянной невесты, а для наглого соблазнителя. И зря он называл свой балет "чистой дрянью". В хороших руках "Лебединое озеро" чистое золото.