Такие зеленые яблочки


Первые месяцы жизни "Киббуц" действительно находился в киббуце. Общинники, отработав на сельскохозяйственных угодьях, приходили в балетный класс и разминали натруженное тело. Сегодня от тех времен осталось только название. Нынешние "колхозники" профессиональные танцовщики, большую часть времени проводящие вдали от родных полей, на мировых гастролях.
За последние годы израильтяне во главе с художественным руководителем и хореографом Рами Беером дважды выступили на московском (почившем уже) фестивале "Гран па", отметились на форуме, посвященном Соломону Михоэлсу, и, наконец, наведались в "Черешневый лес".
Название одноактной постановки "Экодум" составлено из двух слов: eco (экология) и doom (судный день, гибель, разрушение). Экологию воплощает ярко-зеленое деревцо с золотыми яблоками. Деревцо водружено на деревянную раму. Внутри рыжекудрая девушка, извивающаяся, словно жаждущие влаги корневые отростки. Судный день символизирует мрачноватое шествие всех шестнадцати членов труппы. Под гремящие из динамика "айнц, цвай, драй, фир" танцовщики, чеканя шаг, надвигаются на зал. Как поезд в фильме братьев Люмьер.
Танцуют вышколенные артисты очень неплохо, но основную ставку Беер делает на две вещи. Первая работа с реквизитом. Например, загадочные юноши, похожие на средневековых могильщиков, возят из кулисы в кулису странную повозку. Или, оседлав кресла-качалки с длинными ручками, танцовщики скачут, как растревоженный табун. Эти и прочие изыски сопровождает фирменный свет. Благодаря трепетному к нему отношению почти все киббуцевские спектакли начинаются с опозданием.
Так было и на сей раз. Израильские монтировщики не торопясь проверяли светоаппаратуру. Истомленная публика съела всю черешню и начала закипать. Знающие люди не роптали, им было известно, что ожидание того стоит. Потому что в свете и цвете Беер маг и кудесник. Его умение играть лучами различных окрасок, объемов и интенсивности превращает сцену в волшебный фонарь, а финал "Экодума" медленно падающий под прожекторами снег можно показывать как отдельное шоу.
При чем здесь экология? Да ни при чем. У израильтян гражданская позиция нечто вроде непременного атрибута хореографа. Скажем, спектакль "Screensaver", показанный в один прошлых приездов "Киббуца", Беер посвятил опасностям жизни на спорных территориях. А его коллега Ицык Галлили снабжает свои постановки костылями и автоматами. Пока Израиль воюет и борется за чистый воздух, красивые зрелища нуждаются в "гражданских" оправданиях.