Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
В МИД РФ указали на глубину падения ЕС из-за угроз политикам посещать Москву 9 Мая
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировал экстремальную жару в Москве до 23 апреля
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 160 боевиков на курском направлении
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Политика
Путин примет участие в ПМЭФ-2025
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
В МИД сообщили об учете Россией агрессивного военного планирования НАТО
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Происшествия
Сотрудник зоопарка в Мариуполе погиб после нападения тигра
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Мир
Трамп пообещал сообщить о плане по Украине в ближайшие три дня
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Авто
За прошедшие сутки в России произошло 289 ДТП
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Главный праздник

В той мере, в какой мы вообще признаем существование нации - т.е. не арифметической суммы индивидов, никакой новой сущности не порождающих, но органического единства и общности, - в той же мере нам не избежать аналогий религиозного характера. Органические общности на то и органические, что не могут жить без символов, общего предания и праздничного цикла, который из поколения в поколение, обновляя время, делает прошлое вновь насущным. Без искренне переживаемого праздника нет общей судьбы, а без нее нет и страны. Есть лишь территория, на которой проживает население.
0
Максим Соколов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В той мере, в какой мы вообще признаем существование нации - т.е. не арифметической суммы индивидов, никакой новой сущности не порождающих, но органического единства и общности, - в той же мере нам не избежать аналогий религиозного характера. Органические общности на то и органические, что не могут жить без символов, общего предания и праздничного цикла, который из поколения в поколение, обновляя время, делает прошлое вновь насущным. Без искренне переживаемого праздника (казенных табельных дней можно сколько угодно придумать) нет общей судьбы, а без нее нет и страны. Есть лишь территория, на которой проживает население.

То, что важно для народов и государств вообще, вдвойне важно для тех, чье устроение только осуществляется после длительного кризиса. При неизбежной утрате традиционных скреп все, что соединяет, а не разобщает, является спасительным даром, позволяющим удержать и укрепить общность. Именно таким даром и стал для теперешней России День Победы. Это праздник, объединяющий всех русских вне зависимости от возраста, веры, крови, политического направления. Ни один другой праздник не вызывает такого солидарного чувства, так что реально День Победы - не только главный праздник, но едва ли не единственный, который праздник не только по календарю, но и по отзыву в народной душе.

Еще до 1965 г., когда Л.И. Брежнев сделал 9 мая выходным днем, традиция неофициального празднования - и поминовения - существовала, и Брежнев лишь узаконил фактическое состояние дел. Последующая же четверть века, т.е. до самого конца СССР, явила крайнюю укорененность Дня Победы. Ведь советский агитпроп, а равно и военно-патриотическое воспитание, отличаясь крайней дубовостью и казенностью, были способны внушить отвращение к очень многим установлениям - и внушали. Символика и традиции СССР корродировали со страшной скоростью - но День Победы оказался этой коррозией затронут в наименьшей степени. С ним были связаны столь глубокие и сильные переживания, что даже соединенные силы казенного агитпропа и всеразъедающего цинизма оказались бессильны. Червонное золото ржа не ест.

Дело в том, что даже и реакция на казенщину не всякого заставит быть безразличным к неслыханной мере страданий своего народа, в ту войну испытанных. Но еще и в том, что подвиг такой силы - спасение своей страны и всего мира - забыть и в последующих поколениях не так-то просто. Память о том, что мы были уже обречены, по всем законам рациональности нас бы не было, но вопреки всяким законам рациональности Иван да за Русь Святую сломал горло врагу и закончил войну в Берлине, - если нация утрачивает такую память, если слова "И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой" более для нее ничего не значат, тогда этой нации в самом деле нет, есть атомизированное население, по инерции доживающее на своей традиционной территории. То, что День Победы стал главным и по сути единственным праздником России, - свидетельство тому, что инстинкт народного самосохранения не вовсе утрачен и он подсказывает: уберите эту скрепу - и распадение не сдержишь. Да с высшей точки зрения его тогда и не нужно сдерживать. Если смертный подвиг Ивана, дравшегося за Родину, если "Никто же больше любви имат, аще кто положит душу свою за други своя" - нечто полузабытое и малоактуальное, вы еще Гостомысла вспомните, тогда впору вспомнить слова "Се, оставляется дом ваш пуст". И даже не особенно удивляться.

Когда сегодня убедительно говорят о необходимости пересмотреть историю Второй мировой войны (вслед за ней, вероятно, и итоги), а России предлагают найти в этом деле общий язык с соседями, не учитывается одна тонкость. Действительно, хорошо иметь общий язык и с эстонским премьером Ансипом, и с бр. Качиньскими. При одном условии: если сохраняется общий язык с 95% собственных сограждан и - что еще более важно - с теми, кто отдал жизнь, чтобы наши сограждане вообще жили сегодня на земле. В случае, когда совместить и то, и другое невозможно, приходится жертвовать радостью общения с Качиньскими etc.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир