Любовь закулисная


Среди первых балерин Большого Галина Степаненко выделяется неистребимым задором и фантастическими вращениями. Эти замечательные качества были заметны уже в четвертом классе школы, когда в учебном концерте юная Галя исполнила вариацию из "Тщетной предосторожности".
К сорока годам Степаненко станцевала всех положенных приме меланхолических героинь, но так и осталась резвушкой-хохотушкой. Приготовленные для бенефиса Кармен ("Кармен-сюита") и Китри ("Дон Кихот") выглядели у нее родными сестрами. Этакие жизнерадостные горожаночки, соблазнительно поводящие округлыми плечиками и крутыми бедрами.
Над Кармен со Степаненко работала Майя Плисецкая и - следует предположить - одобрила этот образ, совершенно не похожий на ее собственный. Умению танцевать Китри Степаненко сама в состоянии поучить. Такими фуэте - легчайшими и молниеносными - не может похвастаться ни одна из современных прим.
Коллеги Степаненко и не пытались конкурировать с ней по этой части. Каждая брала своим. Светлана Захарова изгибала стан в пешеходной "Шахерезаде". Анна Антоничева - Фригия тянула красивые ножки, отвлекая идущего на бой Спартака. Мария Александрова с сосредоточенностью стахановки отработала па-де-де из "Дочери фараона". В задоре и резвости со Степаненко могла бы сравниться молодая Наталья Осипова (революционное "Пламя Парижа").
И еще одно замечание. Русский балетный бенефис - жанр особый, предполагающий торжественность и даже помпезность. На этот раз весь пафос ограничился громоподобными возгласами клакеров, небезопасным для артистов киданием гвоздик и цветочными подношениями от друзей и родственников. А вот столь приятные моменты, как поздравления сослуживцев, свелись к минимуму.
Не вышел на сцену гендиректор БТ Анатолий Иксанов. Буднично, словно пробегал мимо, вынес свой букет худрук Большого балета Алексей Ратманский. Из партнеров, принимавших участие в вечере, появился лишь Николай Цискаридзе. Выпорхнул трепетным шагом, пристроил цветочную корзинку рядом с бенефицианткой и быстро скрылся за кулисами.
На любезное зрительскому сердцу дефиле участников - с трюками и возлаганием цветов к ногам примы - и намека не было. Изъявления любви приберегли для закулисного чествования. Иными словами, организовали сдержанно-элегантное, по-европейски правильное торжество. Может быть, это и хорошо - собрались не букетов-речей ради, а токмо волей обожаемого танца. А с другой стороны - обидно. Большой - это все-таки Большой. И бенефисов требует соответствующих.