Филиал Бродвея в Прикамье


В Перми к балету относятся серьезно. В репертуаре местного театра лучшие спектакли классического наследия — "Спящая красавица", "Жизель", "Лебединое озеро" и прочие возвышенные вещи. Но этой весной пермяки решили повеселить своих балетоманов. В разливанном море "развлекалова" они нашли незанятую нишу — без стриптиза и эпатажа, как и подобает академическому театру. Вдохновитель проекта, художественный руководитель фестиваля "Дягилевские сезоны" Олег Левенков призвал на помощь американцев Барта Кука и Марию Каллегари — представителей Фонда знаменитого балетмейстера Джерома Роббинса.
Роббинс (польский эмигрант Джерри Рабинович) известен у нас благодаря "Вестсайдской истории". Оскароносный мюзикл об американских Ромео и Джульетте, созданный вместе с композитором Лео Бернстайном, — лишь малая часть бродвейского багажа хореографа. В его "чистых" балетах также силен бродвейский дух — смесь элегантности и дозированной вульгарности. Первая позволяет оставаться в рамках высокого искусства, вторая привлекает непривычного к нему зрителя. "Вульгарность может быть полезна, если точно рассчитана", — не уставал повторять аристократ Джордж Баланчин, коллега Роббинса по театру "Нью-Йорк Сити Балет".
Новый пермско-американский проект — хорошее тому подтверждение. Два одноактных балета — "Времена года" на музыку Верди и "Концерт" на музыку Шопена — балансируют на грани, отделяющей разумность от глупости, сентиментальность от слезливости, серьезность от стеба.
"Концерт" в этом отношении просто чемпион. Вот некоторые его сюжеты. Пылкий муж (Виталий Полещук) воображает убийство опостылевшей супруги (Наталья Моисеева). Изящная балерина (Ярослава Араптанова) мечтает стать бабочкой. Девушки, танцующие вальс, никак не могут грамотно перестроиться. Юноши для удобства переноски складывают партнерш, как циркули. Под занавес сцену заполняет стая взбудораженных мотыльков, и пианист (Павел Нерсесьян), меланхолично перебиравший клавиши, вооружается огромным сачком. Выглядит вся эта нелепица и смешно, и печально. Почти как иллюстрация чеховского тезиса: "Какая же глупость эта жизнь..."
Пермские танцовщики, выучившие хореографию в рекордно короткий срок — за две с половиной недели, — смогли приблизиться к главным роббинсовским заповедям — бродвейской легкости и голливудской лучезарности. Зрители, получившие свой Бродвей, не выезжая из Перми, реагировали аншлагом и овацией. Театр можно поздравить: дорогостоящий проект начал себя окупать.