Танец маленьких лягушат


У режиссеров цирковых представлений есть вечная головная боль. Необходимо объединить разномастные номера в нечто цельное и гармоничное. Мудрые китайцы решили эту проблему раз и навсегда. Рецепт прост до гениальности: цирковые композиции должны сопровождаться всем известными сюжетом и музыкой.
Первыми идею реализовали артисты-монахи из Шаолиня. Служители культа крутили сальто и демонстрировали приемы рукопашного боя под вальсы и галопы Лео Минкуса. За сценой под названием "Сон Дон-Кихота" благосклонно наблюдала сама Майя Плисецкая. Дело происходило на праздновании ее юбилея мероприятии самом что ни на есть балетном.
Труженики Акробатического балета из Шанхая двинулись дальше и поставили "Лебединое озеро" полновечерний спектакль в двух актах. В зрелище стоимостью пять миллионов долларов постановщик Жао Минг задействовал 210 артистов. Для театрального "Лебединого..." эти цифры запредельны, но в остальном с поправкой на цирковую специфику все как положено по сюжету. Тоскующий принц отправляется на поиски прекрасной Одетты и соединяется с любимой после серии приключений, то есть головоломных комбинаций с участием почти всех представителей циркового братства от гимнастов и жонглеров до эквилибристов и мастеров клоунады.
Среди "авантюр" есть чудеса изобретательности. Например, танец маленьких лебедей, исполненный на руках четырьмя лягушатами. Или белое адажио, где Одетта, сделав стойку на плечах Зигфрида, покачивает красивыми ножками, как крыльями. Балаганное любопытство упадет, не упадет в данном случае не срабатывает. Владение телами настолько безупречно, что и мысли о фиаско не возникает.
Музыка Чайковского облегает цирковые упражнения, как хорошо пригнанная перчатка. И это не эстетический парадокс. "Лебединое озеро" создавалось во времена, когда общая природа цирка и балета не подвергалась сомнению. В частности, дирижеру полагалось отмечать "смертельные" номера например, давать барабанную дробь, когда балерина юлой вертелась в руках кавалера.
"Смертельных" трюков в китайском балетном цирке множество. Однако для полноты картины не хватает дрессуры. Кого дрессировать лебедей, тигров, драконов решать китайцам... Фантазия у них богатая. Важно не упустить инициативу. Иначе французский кудесник, мсье Бартабас, уже показавший своих чудо-коней под "Весну священную", посягнет и на Петра нашего Чайковского.
Впрочем, дрессура, как и прочие изыски, дело будущего. В том, что китайцы со своим "Лебединым..." пожалуют к нам еще не раз, сомнений нет. Как сказал директор Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин, "в России это шоу обречено на успех, потому что у нас любят цирк, а балет это наше всё".