Балерина Диана Вишнева: "В Большом еще есть бабушки, которые оберегают тебя, как собственную внучку"
- Статьи
- Культура
- Балерина Диана Вишнева: "В Большом еще есть бабушки, которые оберегают тебя, как собственную внучку"


Диана Вишнева - народная артистка не только в наградном реестре. Ее действительно любят широкие зрительские массы. В балетную классику, страшно далекую от народа, она вносит жизнь и страсть. Уроженка Санкт-Петербурга в пределы России сегодня попадает редко. Статус примы Мариинского театра она совмещает с премьерством в Берлинском балете и Американском балетном театре (ABТ). На днях вездесущая Диана откроет весенний балетный сезон в Нью-Йорке. А на прошлой неделе она выступила в московском "Дон-Кихоте". С Дианой Вишневой встретилась корреспондент "Известий" Светлана Наборщикова.
вопрос: Почему для выступления в Большом театре вы выбрали "Дон-Кихота"?
ответ: Это дань событию десятилетней давности. Мне тогда вручили премию "Божественная" и я впервые вышла на сцену Большого. Именно в "Дон-Кихоте". Это был настоящий восторг - так мне нравилось лететь, прыгать, кружиться...
в: Выбор партнера - ваше право или условие Большого?
о: В данном случае условие Большого. Алексей Ратманский предложил мне танцевать с Сергеем Филиным. Раньше мы никогда не выступали вместе. То, что у нас получился такой удачный дуэт, да и просто хороший человеческий контакт, для меня стало сюрпризом.
в: А вообще кто ваш любимый партнер?
о: Владимир Малахов. Я благодарна судьбе за эту встречу. И дело не только в том, что в Берлине я могу исполнять роли, которые никогда не исполнила бы в России. Танцевать с Володей - огромное духовное удовольствие и постоянное открытие себя.
в: И что вы открыли?
о: Непознанные возможности. Мы танцуем истории, в чем-то похожие на сказку, но, когда я с Володей, мне кажется, что все, о чем мы рассказываем, было на самом деле.
в: Берлинцам можно только позавидовать. Жаль москвичей - в этом сезоне они видели вас всего два раза.
о: Чаще не могла. Я танцую в Питере, Нью-Йорке, Берлине... Спектакли расписаны на два года вперед.
в: Когда вы вновь приедете в Москву?
о: Осенью. У нас с Алексеем Ратманским есть договоренность: он хочет, чтобы я показала в Большом весь свой классический репертуар. В следующий раз, надеюсь, станцую "Баядерку".
в: Из вашего списка скоро выпадет Петербург. Мариинка рано или поздно закроется.
о: Это трагедия. Неизвестно, что будет после реконструкции с театром и труппой.
в: Но вы и без того мало выступаете в родном городе. Администрация Мариинки так легко мирится с вашим отсутствием?
о: Руководство понимает, что мои личные зарубежные гастроли важны не только для меня. Я - русская балерина, представляю Россию и свой родной театр.
в: Однако гордость театра - знаменитый фестиваль "Белые ночи" - не первый раз проходит без вас.
о: Я, к сожалению, уезжаю в это время - у меня сезон в АВТ. Но в этом году обязательно постараюсь выступить. Уже обещала Гергиеву.
в: С Гергиевым часто приходится выступать?
о: Он редко дирижирует балетом. Последний раз мы вместе работали в Париже. Я танцевала "Рубины" в "Драгоценностях".
в: Ваши коллеги говорят, что с Гергиевым тяжело - совсем не смотрит на сцену. Для вас он удобный дирижер?
о: Он великий дирижер, хотя абсолютно не балетный. В том смысле, что никогда не играет "под ногу" и не выспрашивает, какие темпы нужны танцовщикам.
в: Кто еще из создателей спектакля вам важен?
о: В нашем деле важно все, даже мелочи. Меня очень тронуло отношение к артистам в Парижской опере. Персонал за сценой следит за каждым твоим движением. Например, спрашивают: с какой стороны к вам лучше подойти, как шаль накинуть...
в: В русских театрах с этим проблемы?
о: Бывают. Раньше работали люди, которые до самозабвения любили театр, боготворили артистов. В Мариинке таких осталось мало. Ушло поколение. В Большом еще есть очаровательные бабушки, которые оберегают тебя, как собственную внучку. И поговорят, и пожалеют, и чайку нальют.
в: Бремя славы вас не тяготит?
о: Скорее обязывает. Если тебя называют звездой, то ты и вести себя должна соответствующим образом.
в: Вы когда-нибудь танцуете в настоящих драгоценностях?
о: Очень редко. На сцене бутафорские украшения смотрятся намного выигрышнее. Подлинные драгоценности я предпочитаю в жизни. Люблю элегантные, креативные вещи, меняю их по настроению. Признаться, я не очень этим занята. Маленькие радости, не более того.
в: Что вы думаете о театральной клаке?
о: Мне не нравится это слово и то, что оно обозначает. Я уважаю ту часть зрительской аудитории, которая называет себя поклонниками. Эти люди отдают артистам душу. Очень жаль, что из-за дороговизны билетов их становится все меньше и меньше. Но они продолжают болеть театром. Так же, как и я. Это своего рода безумие.
в: И каковы симптомы?
о: Я в постоянном стрессе. Голова не отключается, ноги тоже, все посвящено подготовке нового спектакля, проекта или тому, что около, - интервью, съемки, перелеты.
в: Но паузы-то делаете? Хотя бы для легкого флирта.
о: Одна я не бываю.
в: Есть видеокадры, где вы с Фарухом Рузиматовым скачете на лошадях. Любите верховую езду?
о: Раньше любила. Сейчас времени не хватает. Я вообще неравнодушна к животным. Был у меня пес, лабрадор, но пришлось отдать его знакомым. Когда я уезжала, у него были такие грустные глаза, что не было сил смотреть. У родителей есть персидский кот, красоты неописуемой. Но с ним тоже сложности - не с кем оставить, когда мама с папой едут на мои спектакли.
в: Есть ли черты характера, от которых вы хотели бы избавиться?
о: Я чересчур мнительна. Для меня чрезвычайно важны всякие мелочи. Например, три числа, которые я должна увидеть перед спектаклем. В общем-то полная ерунда, но я постоянно ловлю эту комбинацию.
в: У вас наверняка есть талисман.
о: Есть. Это икона, которую подарила мне крестная. На таможне ее всегда пытались отобрать. Сейчас уже привыкли, что я везде вожу с собой икону.
в: Когда вы в последний раз отдыхали?
о: Не так давно. В январе. Моя сестра живет в Австралии. Я три года к ней собиралась и вот наконец полетела. На целый месяц забыла, что такое балет. И впервые за много лет поняла, что существует другая жизнь. Она у меня будет, обязательно. Когда - не знаю. Потому что иногда мне кажется, что балет я люблю больше жизни.