Русский полет Джона Ноймайера


"Что значит быть художником, который влюблен?" спросил себя Джон Ноймайер. И поставил балет "Чайка" по Чехову. В перечисленные драматургом составляющие "комедия, три женские роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро), много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви" хореограф внес изменения.
Ноймайер уложил зрелище в два акта. К ярко-голубому виду на озеро добавил ярко-красный на сцену столичного театра. Литературу заменил балетом. Аркадина стала прима-балериной, Тригорин балетмейстером-академистом, Треплев хореографом-новатором, Нина начинающей танцовщицей. Что касается любви, то ее в балете уже не пять, а сто пять пудов целая вереница изумительных дуэтов, разворачивающихся точно по Чехову: "все любят и все нелюбимы".
Появился у Ноймайера и новый персонаж "влюбленный художник" Дмитрий Шостакович. Герой на сцене не присутствует, но звучит самая разная его музыка от разудалой сюиты "Москва, Черемушки" до исповедальной Пятнадцатой симфонии. Точность попадания в тему здесь поразительная. Ощущение, что эти сочинения созданы специально для ноймайеровской "Чайки", крепнет с каждым тактом.
Вот когда возникнет ощущение, что "Чайку" хореограф сделал не для Гамбургского балета, а для труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, коллектив можно будет поздравить с полной и безоговорочной победой. Пока на этом пути радуют первые успешные шаги отличная работа оркестра под управлением Феликса Коробова и желание танцовщиков постигнуть метод Ноймайера. Не секрет, что оставаться на сцене человеком просто ходить, просто носить пиджак, а потом столь же просто перейти к танцу для отечественных артистов проблема неразрешимая. Мариинка и Большой, сотрудничая с Ноймайером, остановились перед ней, как богатыри перед роковым камнем.
"Стасик" двинулся дальше и обнаружил живых людей. Более того на полную мощность сработало ноймайеровское умение вытягивать из исполнителя всю подноготную. Два премьерных показа "Чайки" получились абсолютно разными, при том что хореография изменений не претерпела. В первом внимание приковано к двум царственным женщинам: Аркадиной Татьяне Чернобровкиной и Нине Валерии Мухановой. Во втором балом правят двое эгоцентричных мужчин: Тригорин Виктор Дик и Треплев Алексей Любимов. В конце марта намечен дебют третьего состава, где, возможно, появится еще один необычный расклад.
На банкете в честь премьеры труппа приветствовала гамбургского гостя троекратным "ура". Маэстро, работавший последние две недели по 14 часов в сутки, выглядел уставшим. На вопрос "Известий", доволен ли он результатом, ответил утвердительно и добавил, что намерен выучить русский язык в том случае, если ему еще раз придется ставить в России. В свою очередь, генеральный директор "Стасика" Владимир Урин надеется, что новое сотрудничество с Ноймайером не за горами.
Какой балет предполагается к постановке, пока держится в секрете. Известно только, что это один из спектаклей ноймайеровской труппы. "Он о нас, о русских", заверил организатор балетной "Чайки", на сегодняшний день самого интересного проекта сезона.