Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предостерег Европу от разговора с Россией на языке превосходства
Мир
СМИ узнали о попытках компаний из США добиться исключений в пошлинах Трампа
Мир
Трамп пообещал сделать США сильнее и богаче
Мир
СМИ узнали о готовящемся визите Макрона в Великобританию
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
Многодетные мамы доставили Благодатный огонь из Москвы в Белгородскую область
Мир
В Италии и Греции прошли утренние пасхальные службы
Мир
Трамп в пасхальном поздравлении раскритиковал Байдена за миграционную политику
Общество
Патриарх Кирилл поделился с экипажем МКС мечтой слетать в космос
Мир
Глава Южной Кореи отказался сопротивляться пошлинам Трампа
Мир
Папа римский появился на публике на праздновании Пасхи в Ватикане
Общество
Землю на три дня накроют мощные магнитные бури
Мир
Экс-депутат АдГ выразила обеспокоенность возможной поставкой ракет Украине
Мир
В Нижегородской области из-за пала сухостоя сгорели шесть зданий
Общество
Благодатный огонь доставили в Курск
Общество
Исследование выявило самые популярные пасхальные рецепты у россиян
Общество
Заслуженная артистка РФ Елизавета Зима скончалась в возрасте 79 лет

Старые литры о главном

В Драмтеатре им. Станиславского сыграли премьеру под ностальгическим титулом "Куба - любовь моя". Автор пьесы - Михаил Бартенев, постановка Татьяны Ахрамковой. За последние годы не было на столичной сцене спектакля пронзительнее, нежнее и тоньше. Всем, кому за 30, горячо рекомендую. Почему за тридцать? Потому что мы - последнее поколение, видевшее социализм более или менее осмысленным оком. Мы - члены тайного общества, приносившие на заре туманной юности клятву юных пионеров.
0
У публики Калина и Кирюха вызывают живое, радостное сочувствие (фото Михаил Гутерман)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Драмтеатре им. Станиславского сыграли премьеру под ностальгическим титулом "Куба — любовь моя". Автор пьесы — Михаил Бартенев, постановка Татьяны Ахрамковой. За последние годы не было на столичной сцене спектакля пронзительнее, нежнее и тоньше. Всем, кому за 30, горячо рекомендую.

Почему за тридцать? Потому что мы — последнее поколение, видевшее социализм более или менее осмысленным оком. Мы — члены тайного общества, приносившие на заре туманной юности клятву юных пионеров. Текст воспроизвести можете? Если нет — вам со сцены напомнят. Спиши слова: "Я, такой-то, такой-то, вступая в ряды... торжественно обещаю: горячо любить свою родину, жить, учиться и бороться..." и тэ дэ, и тэ пэ. То есть мы — последние, кто должен родину любить. Какой спрос с молодняка? Они ничего такого не обещали.

Героям "Кубы..." далеко за тридцать. Точнее — далеко не за тридцать, а сильно под шестьдесят. Во всяком случае, революцию на Острове свободы (1959 год) они приветствовали, будучи уже в сознательном пионерском возрасте. Поколение наших родителей. Отчествами, однако, не обзавелись и даже имена где-то по дороге растеряли. Откликаются на детские прозвища, производные от фамилий, — Калина и Кирюха.

Калина и Кирюха — ровесники. В далеком, почти мифическом прошлом — одноклассники. Если бы не роковая случайность (о которой речь впереди), они имели бы все шансы встретить очередной юбилей по месту постоянного проживания. То есть в мусорном баке. В двух мусорных баках. Не на голове друг у друга сидят, существуют автономно и даже с покушениями на сибаритство. Правда, пустые бутылки скоблят сообща.

Таких, как эта парочка, мы ежедневно видим под своими окнами. Тянутся, тянутся ревизоры помойных карьеров, пунктуально соблюдая таинственное расписание. Что о них известно? Что дурно пахнут. Разносят инфекцию. Норовят заснуть в подъезде, в подвале, на чердаке, да к тому же с охнариком в зубах (или в отсутствие оных). Прикармливают бродячих собак. Иногда убивают друг друга. Иногда замерзают к утру.

Конечно, театральный бомж — как и театральный алкоголик — существо полувымышленное. Эстетизированное. Кирюха и Калина — романтики, почти поэты. У них свой охотничий азарт, своя трудовая гордость, а уж патриотизма — и вовсе немерено. Сколько лет поддерживали отечественного производителя! "Солнцедар", "Кавказ", "Южный", "777" и "33" — предмет их неутихающей скорби. Ретро-обзор советского спиртного становится реквиемом по стране, которой больше нет. Старые литры о главном.

Не видевшие спектакля устроили мне допрос: а где находится помойка? В Москве? Или в другом каком городе? Отвечаю: в Москве. Или в другом каком городе. Это обобщенная помойка и в то же время — очень конкретная. Калина и Кирюха могут воскликнуть, перефразируя Петю Трофимова: "Вся Россия — наш мусорный бак!". Потому что мы повыкидывали все, чем дорожили. Не жалея, зачастую не думая — в мешок и в кучу. Сами постановили считать свою страну помойкой.

Скажете, не ново? Была пьеса Дударева "Свалка", был, наконец, фильм Эльдара Рязанова "Небеса обетованные". Чем от них отличается "Куба — любовь моя"? А вот чем — проблесками оптимизма. Как будто люди, надолго куда-то уходившие, возвращаются домой. И по пути вспоминают, что они — люди.

У публики Калина и Кирюха вызывают живое, радостное сочувствие. С театральной точки зрения жизнь бомжа гораздо интереснее, чем, например, олигарха. А может, и не только с театральной. Может, и в масштабах мироздания первое предпочтительнее.

Два коршуна, которые кружат над нашими отбросами. Два гордых коршуна. Калина (Роман Мадянов) — смешной коренастый задиристый горлопан. Так и тянет сказать: "припадочный" (в случае более высокого социального статуса его назвали бы "импульсивным"). Кирюха (Владимир Коренев) — без пяти минут интеллигент. Про склизкий круг "Одесской" колбасы говорит задумчиво: "Аппетита нет, но покушать надо... До завтра она не долежит". Элегичный, рукодельный. На выкинутых пяльцах узор довышьет, недовязанную жилетку довяжет и "великого русского писателя Толстого" почитает вслух: "Разбойники перевернули Буратино кверху ногами и стали бить его головой о землю...". Кирюха о Калине заботится: напарнику нельзя нервничать. У него с сердцем нелады, а "скорая" к бомжам, как известно, не ездит.

Впрочем, "скорая" не понадобится. Особенность новой русской помойки в том, что ее ресурсы практически неисчерпаемы. Найдется всё. В том числе боевая граната... Приятели, абсолютно не готовые к смене ПМЖ, сразу переселяются туда, откуда никто не возвращался...

"Куба — любовь моя" — хорошая пьеса. По духу типично "новодрамовская", но при этом крепкая, что для новой драмы не типично. Михаил Бартенев пишет в основном детские вещи, видимо, отсюда его внятность. И отсюда же — четкий моральный посыл, который в сегодняшнем театре считается моветоном. Если бы тогда, на заре туманной юности, Калина и Кирюха в одной драке не сдрейфили, не уползли в кусты, все сложилось бы по-другому. Не только их судьба — бери шире. Гораздо шире бери.

Это называется "высокая чувствительность к начальным условиям". Или "эффект бабочки".

Мадянов и Коренев (которому досталось "своими словами" пересказать сюжет "Человека-амфибии") играют великолепно. Наверное, это их личная заслуга. Но общее волшебное впечатление от "Кубы..." — заслуга Татьяны Ахрамковой. Сначала кажется, что на сцене вообще ничего не происходит, а потом поражаешься, сколько всего может произойти за два часа. Не успеешь утереть слезы смеха — уже плачешь от жалости. Честно говоря, я стала забывать, какая изумительная вещь — театр. Не коммерческие развлекалочки типа "Примадонн", не бессюжетная заумь — радость трех искусствоведов, а настоящий театр — очень простой, но так, чтобы ссадины на сердце оставались. Трудно сказать, повезло ли Ахрамковой со "Стасиком", но "Стасику" с Ахрамковой повезло, как бывает раз в сто лет.

Да, а при чем здесь Куба? Ну, просто у Калины с Кирюхой такой пароль. И такой же отклик. Песня Пахмутовой приравнивается к Yesterday. За неимением будущего люди верят в прошлое. Разве верить — хуже, чем тащить на свалку? И Фиделю они сочувствуют, как родному. Потому что он тогда был, он сейчас есть, а кто (что) в нашем кувыркающемся мире может похвастаться подобным постоянством?

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир