Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Прокуратура направила в Верховный суд ДНР дело в отношении наемника из Грузии
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Экономика
Стоимость биткоина превысила $90 тыс. впервые с 7 марта
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
Литва выделит €300 млн до 2030 года на развитие военной авиабазы в Шяуляе
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Авто
С начала года по госпрограммам было продано более 36 тыс. автомобилей
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Происшествия
Жителей Барсово эвакуируют после взрыва в Киржачском районе Владимирской области
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Депутаты подрались в парламенте Армении при вопросе о геноциде армян
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Убийство доброго пастыря

Гласность криминальной хроники - палка о двух концах. Иногда сообщения о преступлении порождают эффект положительной обратной связи - у злых дел находятся подражатели. Так ли это в случае с убийствами сельских священников, мы точно не знаем - возможно, убийцы и телевизора-то не смотрят, но лучше было бы, когда бы столь же подробно рассказывалось не только о преступлении, но и о воспоследовавшем суровом наказании. Когда бы гласность работала на общее предупреждение, донося до безрассудных людей, что убивать священников совсем уже нехорошо и что такие деяния влекут за собой по закону особо неприятные последствия.
0
Максим Соколов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Гласность криминальной хроники - палка о двух концах. Иногда сообщения о преступлении порождают эффект положительной обратной связи - у злых дел находятся подражатели. Так ли это в случае с убийствами сельских священников, мы точно не знаем - возможно, убийцы и телевизора-то не смотрят, но лучше было бы, когда бы столь же подробно рассказывалось не только о преступлении, но и о воспоследовавшем суровом наказании. Когда бы гласность работала на общее предупреждение, донося до безрассудных людей, что убивать священников совсем уже нехорошо и что такие деяния влекут за собой по закону особо неприятные последствия.

На то возражение, что убивать вообще нехорошо - хоть попа, хоть тракториста - и особо строгое наказание за убийство священника противоречит принципу равенства всех в светском государстве, заметим, что градация убийств присуща как человеческой природе ("Убийство гнусно по себе; но это / Гнуснее всех и всех бесчеловечней", - говорит призрак отца Гамлета, убитого братом Клавдием), так и писаному праву. Законодатель подразделяет убийства на простые и квалифицированные, свидетельствующие об особой испорченности злодея, за которые по этой причине положена более суровая кара. Случай со священником должен подпадать под п. 2-б ст. 105 УК РФ - "Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга".

Сама природа священнического служения требует полной открытости. Иерей есть икона Христа - тот пастырь добрый, который радеет о всех заблудших овцах, ибо "нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Мф. 18:14). В переводе с богословского на практический язык это означает, что никому не должен быть возбранен доступ в храм и никому не может быть отказано в духовном утешении, причем во всякое время и во всяком месте. Священник всегда при исполнении, и работа с людьми - причем любыми, без анкетирования и фейс-контроля, - есть его постоянная обязанность. В данном отношении Церковь существенно отличается от других лиц и учреждений, которые вольны устанавливать какие угодно меры для охранения личной безопасности и ограничения доступа к ним. Сегодня каждая шарашкина контора обзаводится пропускной системой и охранником, а каждый частный человек волен определять себе круг общения и место служения. Священник - доколе он священник - в том не волен, а двери не только храма, но и поповского дома (бывают неотложные требы) должны быть открыты для всех. Церковь не является клубом для избранных.

Из чего проистекает особая, повышенная уязвимость священника, который не может закрыться и отгородиться от опасностей, а равно и не волен в самообороне. Даже случайное убийство (например, наезд на пешехода по вине последнего) влечет за собой извержение из сана. Убийство с целью обороны - тем более. Что приближает покушение на священника еще и к отягчающему п. 2-в ст. 105, который говорит о заведомо беспомощном состоянии жертвы. Убийство человека, который по самой природе своего служения уязвим и беззащитен, есть убийство предательское. Вряд ли стоит напоминать, в каком круге ада находятся предатели доверившихся им и какое страшное звучание у слова "отцеубийца", - ведь оно тоже предполагает предательство, опрокидывающее все представления о человеческих отношениях.

Скорее всего хоть верующим, хоть неверующим будет понятно, что убийство человека, который в силу своих обязанностей доброго пастыря не может уклоняться от опасностей, есть проявление такой испорченности - татаро-монголы щадили попов, - которая заслуживает максимально тяжкой уголовной кары.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир