Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве и Подмосковье продлен «оранжевый» уровень опасности из-за жары
Экономика
МВФ пересмотрел прогноз по ВВП США на 2025–2026 годы в сторону понижения
Происшествия
В Херсонской области после атаки дрона ВСУ на автомобиль ранены два человека
Мир
Путин отметил стремление отдельных сил на Западе к восстановлению связей с РФ
Общество
В Австрии указали на провал санкционной политики ЕС
Мир
Путин отметил вклад СПЦ в укрепление отношений между РФ и Сербией
Мир
В Индии 27 человек погибли при нападении террористов
Мир
Ушаков назвал серьезным и обстоятельным диалог России и США по Украине
Происшествия
Космонавт Александр Полещук пострадал при ДТП с такси в Москве
Общество
В Минобороны заявили о детонации боеприпасов в воинской части Владимирской области
Общество
В Москве стартовала конференция для блогеров «Блогерконф 2025»
Общество
Россиян предупредили об активизации мошенников к 9 Мая
Мир
Путин и султан Омана выступили за полный вывод израильских войск из сектора Газа
Мир
Путин выразил соболезнования руководству Индии в связи с терактом под Пахалгамом
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Происшествия
На участке серой ветки метро в Москве прервано движение поездов
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников

Империя Григоровича

"Грозный" - не только один из наиболее мощных и загадочных балетов Григоровича, но, возможно, и самое личное его сочинение. Первый официально венчанный на царство русский царь и первый негласно провозглашенный государственным достоянием русский хореограф любопытным образом рифмуются. Иван Васильевич положил начало Российской империи, огнем и мечом истребляя непокорных. Юрий Николаевич основал империю под названием "Большой балет" и сделал ее неотъемлемой частью советской имперской машины.
0
Накануне собственного 80-летия хореограф Юрий Григорович находится в непрерывном движении (фото Замир Усманов)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сверстник Юрия Григоровича Морис Бежар предвосхитил свое 80-летие прокатом балетов с заглавиями: "Быть может, это смерть?" и "Искусство быть дедушкой". Отражают ли эти спектакли нынешнее мироощущение Бежара — еще вопрос, но выбор тем не менее показателен. Юбиляр Григорович заявил о себе сегодняшнем премьерой "Ивана Грозного" в Краснодарском балете.

И этот выбор более чем красноречив. "Грозный" - не только один из наиболее мощных и загадочных балетов Григоровича, но, возможно, и самое личное его сочинение. Первый официально венчанный на царство русский царь и первый негласно провозглашенный государственным достоянием русский хореограф любопытным образом рифмуются. Иван Васильевич положил начало Российской империи, огнем и мечом истребляя непокорных. Юрий Николаевич основал империю под названием "Большой балет" и сделал ее неотъемлемой частью советской имперской машины.

В пору его 30-летнего правления Большой балет был четко отлаженным механизмом, где каждый винтик знал свое место и гордился участием в общем великом деле. Даже тот факт, что знаменитые империи держались на могучих армиях, нашел адекватное отражение в истории Большого. Ни до, ни после Григоровича театр не имел такого блистательного мужского состава. Никогда в его стенах сражения и шествия — эти истинно имперские мероприятия — не ставились с таким поразительным масштабом. Именно при Григоровиче укоренилось понятие "мужской кордебалет", ранее столь же нелепое, как, к примеру, "женская армия".

Империя Григоровича прошла все положенные этапы. За многообещающим началом последовал грандиозный расцвет. За упорной, исподволь разрушающей могучий организм смутой — мучительный закат. Однако далее Григорович опроверг историческую логику, согласно которой с падением империи исчезают и императоры. В одночасье покинув Большой, он почти сразу же, буквально на пустом месте, создал новое балетное государство — вдали от центра, в Краснодаре. До приезда Григоровича там прозябал захудалый коллектив, выступавший в районном доме культуры. Сейчас это вышколенный театр, имеющий отличную базу и большую часть времени проводящий на престижных гастролях. Настолько успешных, что отдельные зарубежные журналисты всерьез заявляют: в России ныне три ведущие труппы — Большой, Мариинский и Григорович-балет.

Бывшую вотчину Григорович время от времени навещает. В 2001 году поставил "Лебединое озеро" с новой фавориткой, Анастасией Волочковой. В 2002-м — "Легенду о любви". В минувшем сезоне — "Золотой век". Артисты благоговейно внимают его указаниям. Шепоток: "Григ в зале!" мгновенно электризует атмосферу. О невероятной харизматической силе, исходящей от этого невысокого хрупкого человека, рассказывают сказки. И самое удивительное, что он, разменяв девятый десяток, без всяких усилий делает сказку былью.

В среду Григорович поделится своей энергетикой с краснодарцами. Гала-концерт в Краснодаре, куда накануне прибыл десант танцовщиков Большого, уже объявлен самым эпохальным кубанским мероприятием последних лет. Затем торжества в честь юбиляра пройдут в Большом театре и лондонском "Ковент-Гардене". Особо трогательно в этом списке выглядит БТ. Последний раз Григорович отмечал там юбилей 20 лет назад, еще будучи главным балетмейстером. Сегодня он предпочитает именоваться просто: русский хореограф. Иного и не требуется. Для танцевального мира Григорович по-прежнему остается некоронованным императором русского балета.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир