Империя Григоровича


Сверстник Юрия Григоровича Морис Бежар предвосхитил свое 80-летие прокатом балетов с заглавиями: "Быть может, это смерть?" и "Искусство быть дедушкой". Отражают ли эти спектакли нынешнее мироощущение Бежара еще вопрос, но выбор тем не менее показателен. Юбиляр Григорович заявил о себе сегодняшнем премьерой "Ивана Грозного" в Краснодарском балете.
И этот выбор более чем красноречив. "Грозный" - не только один из наиболее мощных и загадочных балетов Григоровича, но, возможно, и самое личное его сочинение. Первый официально венчанный на царство русский царь и первый негласно провозглашенный государственным достоянием русский хореограф любопытным образом рифмуются. Иван Васильевич положил начало Российской империи, огнем и мечом истребляя непокорных. Юрий Николаевич основал империю под названием "Большой балет" и сделал ее неотъемлемой частью советской имперской машины.
В пору его 30-летнего правления Большой балет был четко отлаженным механизмом, где каждый винтик знал свое место и гордился участием в общем великом деле. Даже тот факт, что знаменитые империи держались на могучих армиях, нашел адекватное отражение в истории Большого. Ни до, ни после Григоровича театр не имел такого блистательного мужского состава. Никогда в его стенах сражения и шествия эти истинно имперские мероприятия не ставились с таким поразительным масштабом. Именно при Григоровиче укоренилось понятие "мужской кордебалет", ранее столь же нелепое, как, к примеру, "женская армия".
Империя Григоровича прошла все положенные этапы. За многообещающим началом последовал грандиозный расцвет. За упорной, исподволь разрушающей могучий организм смутой мучительный закат. Однако далее Григорович опроверг историческую логику, согласно которой с падением империи исчезают и императоры. В одночасье покинув Большой, он почти сразу же, буквально на пустом месте, создал новое балетное государство вдали от центра, в Краснодаре. До приезда Григоровича там прозябал захудалый коллектив, выступавший в районном доме культуры. Сейчас это вышколенный театр, имеющий отличную базу и большую часть времени проводящий на престижных гастролях. Настолько успешных, что отдельные зарубежные журналисты всерьез заявляют: в России ныне три ведущие труппы Большой, Мариинский и Григорович-балет.
Бывшую вотчину Григорович время от времени навещает. В 2001 году поставил "Лебединое озеро" с новой фавориткой, Анастасией Волочковой. В 2002-м "Легенду о любви". В минувшем сезоне "Золотой век". Артисты благоговейно внимают его указаниям. Шепоток: "Григ в зале!" мгновенно электризует атмосферу. О невероятной харизматической силе, исходящей от этого невысокого хрупкого человека, рассказывают сказки. И самое удивительное, что он, разменяв девятый десяток, без всяких усилий делает сказку былью.
В среду Григорович поделится своей энергетикой с краснодарцами. Гала-концерт в Краснодаре, куда накануне прибыл десант танцовщиков Большого, уже объявлен самым эпохальным кубанским мероприятием последних лет. Затем торжества в честь юбиляра пройдут в Большом театре и лондонском "Ковент-Гардене". Особо трогательно в этом списке выглядит БТ. Последний раз Григорович отмечал там юбилей 20 лет назад, еще будучи главным балетмейстером. Сегодня он предпочитает именоваться просто: русский хореограф. Иного и не требуется. Для танцевального мира Григорович по-прежнему остается некоронованным императором русского балета.