Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Прокуратура направила в Верховный суд ДНР дело в отношении наемника из Грузии
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Экономика
Стоимость биткоина превысила $90 тыс. впервые с 7 марта
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
Литва выделит €300 млн до 2030 года на развитие военной авиабазы в Шяуляе
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Авто
С начала года по госпрограммам было продано более 36 тыс. автомобилей
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Происшествия
Жителей Барсово эвакуируют после взрыва в Киржачском районе Владимирской области
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Депутаты подрались в парламенте Армении при вопросе о геноциде армян
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Ниязов как повод для красноречия

Смерть С.А. Ниязова вызвала предположение, что теперь в Ашхабаде следует ждать большой свалки, поскольку ниязовский режим вообще не предполагал механизмов какого-то преемства. Что будет далее в Ашхабаде - бог весть, а свалка уже произошла в Москве. Наблюдатели дружно побежали ломиться в открытую дверь, отмечая ниязовскую смерть большим количеством гражданской лирики - "Вот злонравия достойные плоды!", "И днесь учитесь, о цари" etc. Ниязову нужно было скончать свои дни, чтобы в связи с его смертью мы узнали массу новых и интересных вещей. "Тираны тоже смертны", "Жизнь тирана небезопасна", "После смерти тирана начинается грызня диадохов". Конечно, некоторые из этих вещей покойный, похоже, не понимал, и если бы он при жизни ознакомился с мощной гражданской лирикой, это могло бы пойти ему на пользу - теперь Ниязова просвещать уже поздно, что же до просвещения остальных, оно вряд ли будет успешным, поскольку тут не учитывается одно важное обстоятельство. Внушать хоть самые превосходные идеи на примере деяний безумного деспота педагогически непродуктивно - именно в силу того, что безумие деспота было уникальным. На территории б. СССР хватает деспотий, порой довольно жестких, но никто, кроме Ниязова, из послесоветских деспотов не менял названия дней и месяцев в свою честь, не составлял общеобязательного для подданных священного писания, не производил демонстративного упразднения пенсионной системы, здравоохранения и образования, не принуждал вельмож прилюдно целовать ему руку etc. Совершенно несентиментальные Н.А. Назарбаев и И.А. Каримов как-то обходились в своих деспотиях без мероприятий в духе цезарей из династии Юлиев-Клавдиев.
0
На территории б. СССР хватает деспотий, порой довольно жестких, но никто, кроме Ниязова, из послесоветских деспотов не менял названия дней и месяцев в свою честь (фото: www.lenta.ru/AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Смерть С.А. Ниязова вызвала предположение, что теперь в Ашхабаде следует ждать большой свалки, поскольку ниязовский режим вообще не предполагал механизмов какого-то преемства. Что будет далее в Ашхабаде - бог весть, а свалка уже произошла в Москве. Наблюдатели дружно побежали ломиться в открытую дверь, отмечая ниязовскую смерть большим количеством гражданской лирики - "Вот злонравия достойные плоды!", "И днесь учитесь, о цари" etc. Ниязову нужно было скончать свои дни, чтобы в связи с его смертью мы узнали массу новых и интересных вещей. "Тираны тоже смертны" (кто бы мог подумать?), "Жизнь тирана небезопасна" (об этом можно прочесть во многих хрестоматиях), "После смерти тирана начинается грызня диадохов" (спасибо, о событиях 1953 г. многие помнят), "Слабым местом диктатуры является преемство власти" (мы в СССР, что ли, не жили?), "Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно" (силлогизм столь неоспоримый, что поминать его в связи с Ниязовым даже и пошло).

Конечно, некоторые из этих вещей покойный, похоже, не понимал, и если бы он при жизни ознакомился с мощной гражданской лирикой, это могло бы пойти ему на пользу - теперь Ниязова просвещать уже поздно, что же до просвещения остальных, оно вряд ли будет успешным, поскольку тут не учитывается одно важное обстоятельство. Внушать хоть самые превосходные идеи на примере деяний безумного деспота педагогически непродуктивно - именно в силу того, что безумие деспота было уникальным. На территории б. СССР хватает деспотий, порой довольно жестких, но никто, кроме Ниязова, из послесоветских деспотов не менял названия дней и месяцев в свою честь, не составлял общеобязательного для подданных священного писания, не производил демонстративного упразднения пенсионной системы, здравоохранения и образования, не принуждал вельмож прилюдно целовать ему руку etc. Совершенно несентиментальные Н.А. Назарбаев и И.А. Каримов (последний без колебаний подавил волнения в Ферганской долине manu militaris) как-то обходились в своих деспотиях без мероприятий в духе цезарей из династии Юлиев-Клавдиев. Критики могут сравнить того же Каримова с жестким Веспасианом - но уж никак не с Нероном или Калигулой, чьи имена поневоле приходят на ум при обозрении деяний покойного Ниязова.

Рим тут помянут не случайно. Риторика в духе оды "Вольность", которой нас перекормили в связи со смертью Ниязова, предполагает, что всякое самовластие неизбежно доезжает до Калигулы. Историки, помнящие про такую вещь, как pax romana, обыкновенно не считают Нерона и Калигулу непременной альтернативой хаосу гражданских войн. Август (тоже не великий гуманист) славен в веках не потому, что был Ниязовым, а потому что умиротворил империю.

Поэтому, занимаясь риторикой насчет ашхабадского Нерона, стоит вспомнить и о некоторых других событиях в том регионе. Например, о попытке устроения либеральной демократии в Таджикистане в 1991 г. и о последовавшей гражданской войне, унесшей более ста тысяч жизней. Существуют эпохи и регионы, когда альтернатива "безумный деспот vs. цветущая демократия" хороша, но неудобоисполнима, а более насущной является альтернатива "деспот невменяемый vs. деспот вменяемый". Ниязов или Назарбаев. Наверное, это печально, но ни на что лучшее, чем вменяемый деспот, в бывших республиках советской Средней Азии рассчитывать не приходится - если нет желания устроить цветущую демократию по иракскому образцу.

Если признать это - а не очень понятно, кто с тем готов спорить, - вся гражданственная риторика повисает в воздухе, поскольку вменяемые деспоты как раз не собираются жить вечно и прекрасно знают, что они смертны. Равно как и знают, что преемство власти - это слабая точка авторитарных режимов. Вследствие чего им свойственно проводить время в тяжких раздумьях о том, на кого оставить власть. Иногда придумывают, иногда нет, но приписывать им отсутствие головной боли на этот счет было бы грубой неправдой. Проблема в самом деле тяжкая. За более или менее длительное удержание от кровавой свалки приходится платить неустойчивостью преемства и, следовательно, риском переходной свалки. Что с этим делать, никто толком не знает, но благопотребное многоглаголание по поводу безумного Ниязова никак не помогает в решении квадратуры круга.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир