Рига - Москва: "Опасные связи"


Рига обогатила балетный мир великолепной троицей - Марисом Лиепой, Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым. В Москве латышский балет последний раз видели в 1980 году, в культурной программе летней Олимпиады. Нынешний руководитель балетной труппы Латвийской национальной оперы Айвар Лейманис тогда только начинал свою танцевальную карьеру. Лейманис привез в российскую столицу два спектакля - "Опасные связи" в постановке Кшиштофа Пастора и "Корсар" в собственной редакции.
"Опасные связи" по мотивам одноименного романа Шодерло де Лакло латышский эксклюзив. Мировая премьера состоялась в мае этого года. Музыка a la Раймонд Паулс, написанная Артуром Маскатсом, любопытна вкусно сделанной оркестровкой (большой симфонический оркестр с пикантными вкраплениями клавесина и аккордеона). Хореография и режиссура, напротив, не запоминаются ничем, кроме тщательно-утомительного пересказа адюльтеров. Если оценивать уровень труппы и оркестра (дирижеры Мартиньш Озолиньш и Фархад Стаде), то он вполне европейский. Играют чисто. Танцуют добротно, хотя и без масштаба. Возможно, повинна в этом сцена Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. После реконструкции она стала огромной, и не всякий танцовщик долетит до ее середины. Можно было похимичить с кулисами и сузить площадку, но рижане почему-то решили затеряться в московских просторах.
Исключение составили рослые и статные премьеры Алексей Овечкин и Раймондс Мартыновс. Последний буквально спас "Корсара". Роль работорговца, отведенная ему в романтической истории с похищениями и кораблекрушениями, числилась далеко не основной. Но красавец-артист оказался настолько выразителен, что быстро сделался центром спектакля. Когда его персонаж пал, сраженный кинжалом, публика всерьез заволновалась: как так? Впереди еще два действия, а любимец уже убит... И тогда ко всеобщему удовольствию Раймондс воскрес на этот раз в главной роли корсара Конрада. Танцовщик, поначалу бывший Конрадом, получил травму, и выносливый работорговец переквалифицировался в освободителя угнетенных.
В зале был замечен художественный руководитель Большого балета Алексей Ратманский. Все три акта Алексей неотрывно смотрел на сцену, отвлекаясь лишь на малолетнего сына, норовившего залезть под кресло. В июне худрук в содружестве со знатоком старинной хореографии Юрием Бурлакой поставит в Большом своего "Корсара". Обещают, что балет мы увидим таким, каким его видели наши прапрабабушки. Кроме того, ходят упорные слухи, что в нем не окажется па-де-де Медоры и Раба главного украшения наивно-непритязательного спектакля. Между тем рижане Юлия Гурвича и Алексей Овечкин заработали на нем овацию. Обидно будет, если танцовщики Большого лишатся такой возможности.