Фабричные танцы


Завершился Шестой фестиваль российских театров танца ЦЕХ. Танцовщики из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска, Калининграда и Витебска показали 18 спектаклей.
Когда в декабре 2001 года в полуразрушенном Театре наций работал первый ЦЕХ, в судьбе начинания оставалось много неясного. В частности, не скрывала скепсиса куратор престижного фестиваля в Сен-Дени мадам Матье. На вопрос, как она оценивает состо-яние нашего contemporary dance, француженка ответила, что у русских имеются серьезные проблемы с танцевальными навыками. Организатор и идеолог ЦЕХа Саша Пепеляев отреагировал на это оптимистическим заявлением о грядущем расцвете своего детища. Спустя пять лет выяснилось, что Саша был прав. Нынешний ЦЕХ показал: технические и композиционные премудрости современного танца отечественные танцовщики освоили. Кто-то лучше, кто-то хуже, но, как говорил Жванецкий, общий вид ухватили. Что касается тщательности в деталях, то это уже достояние асов. Таких, как Татьяна Гордеева в собственной композиции "Вчера хотелось исчезнуть" (15 минут чистого движения) или участники команды "Онэ цукер" в "Подарке для невесты" (рискованные эксперименты с ножом).
Однако с самого начала ЦЕХ декларировал себя не просто танцевальным мероприятием, но театром увлекательным и непредсказуемым. С реализацией этого почина дело обстоит хуже. Многократно опробованные темы, сюжеты, приемы кочуют из фестиваля в фестиваль, и не надо быть пророком, чтобы угадать, о чем, например, расскажут наши мэтры. Без предисловий ясно, что Пепеляев (проект Appartus) представит очередную мегапьесу. В позапрошлом году это был "Сеанс одновременной игры", скомбинированный из сюжетных ходов "Отелло", "Гамлета" и "Ромео и Джульетты". Сейчас "альфа-Чайка", где усердно и беспощадно препарируется чеховский оригинал. Также очевидно, что Ольга Пона (Челябинский театр современного танца) привезет вариацию на свою любимую тему: "Россия, глубинка, шестидесятые...", и от предыдущих она будет отличаться лишь аксессуарами. Раньше были пеньковые веревки и валенки, а ныне, в новом спектакле "Другая сторона реки", гладильные доски и утюги. Не утруждает себя сюжетными поисками и пропагандистка вечного противоборства полов екатеринбурженка Татьяна Баганова ("Провинциальные танцы"). К тому же ее свежая работа "После вовлеченности" откровенно скучна и затянута.
Что действительно ново в Шестом ЦЕХе, так это одна из его сценических площадок - Фабрика технических бумаг, которая находится за Третьим транспортным кольцом, в районе Бауманской. Комплекс промышленных помещений различного формата отлично вписывается в концепцию нетрадиционных подмостков. Сюда можно прийти на целый вечер и получить разнообразную порцию современного искусства от перфоманса в актовом зале до выставки на чердаке. Пять лет назад Пепеляев устал объяснять, почему творческая организация именуется производственным термином. Теперь и объяснять ничего не надо. ЦЕХ от того, что находится в цехах.