Франц-Иосиф Лужков


Транспортный паралич, сделавшись явлением регулярным, сильно обессмысливает само существование мегаполиса. Смысл большого города в активном коловращении людей и товаров, а если город стоит в глухой пробке, говорить о каком-либо коловращении затруднительно. Апокриф трехлетней давности приписывает пробкам немалую роль в бедах, обрушившихся на одну большую экономическую структуру. Руководитель этой структуры, ответственный за важные интриги, настолько развратился, что не имел более сил стоять в рублевских и московских пробках и стал интриговать из дома по телефону, чем крайне облегчил работу соответствующим службам ничего и делать не надо, только пиши. Se non e vero, e ben' trovato ("Если и неправда, то хорошо придумано" (итал.). Ред.).
Не мудрено, что прогрессивный паралич мегаполиса это уже вам не Церетели какое-нибудь сильно беспокоит отцов города, и главный отец предложил новый способ борьбы с параличом. Ю.М. Лужков объявил, что предложит "организовать работу всех муниципальных служащих города с 7:00. В дальнейшем мы предложим и федеральным служащим такую меру... Если работники бизнес-структур и чиновники начнут ездить на работу раньше, это позволит значительно разгрузить столичные дороги".
Не знаем, все ли федеральные служащие готовы вставать в пять утра, но в принципе (если, конечно, отвлечься от нюансов типа того, куда муниципальным служащим малых детей девать) такая мера могла бы дать эффект, ибо московский чиновник весьма многочисленный, а московские бизнес-структуры, как правило, находятся в очень тесном конструктивном взаимодействии со структурами мэрии. Если последние станут начинать работу ни свет ни заря, бизнесменам тоже придется подстроиться, ибо как же без взаимодействия. При отеческом управлении заложить соответствующую традицию легко. Государь император Франц-Иосиф I имел обычай рано начинать свой рабочий день, и, подстраиваясь под императора, то же самое делали все учреждения и предприятия двуединой монархии. И государя, и самой монархии давно уже нет, однако график сохранился его держались не только в Австрии, но даже и в социалистической Чехословакии. Что было возможно Францу-Иосифу I, возможно и Ю.М. Лужкову.
Тем более что сама по себе идея не экстравагантна. Еще в 6070-е гг., когда об автомобильной чуме в Москве никто и не думал, раздвижка начала работы вполне практиковалась пробок не было, но наземный общественный транспорт не справлялся с пассажиропотоками. Чтобы люди в меньшей степени давились и не так висли на подножках, тогдашние начальники пытались разводить часы пик.
В любом случае это несколько более осмысленно, чем круглогодичная пассажирская навигация по Москве-реке (почему-то до этого не додумались ни на Темзе, ни на Сене), закрутка Садового кольца в одну сторону или монорельс в Останкине. Беда лишь в том, что и это начинание скорее всего укладывается в московский обычай лечить болезни мегаполиса мощным мозговым штурмом, т.е. выдвижением сколь угодно оригинальных идей в надежде, что среди них вдруг явится и какая здравая. Обычай интересный, однако штурмы принято устраивать ради решения сугубо нетривиальных проблем, тогда как большинство житейских проблем решается без штурма, поскольку способы и так известны. Кто починяет автомобиль или ремонтирует квартиру мощным раскрепощенным штурмом? Но в такой же мере это относится к столице. Градостроительство наука довольно точная, способы лечения (например, доведение плотности линий метро до нормативной, а не в 5 раз ниже, как у нас) известны, так что при всем преклонении перед силой нетривиальных решений проще было бы начать тратить деньги по рецептам, давно прописанным в науке.