Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве и Подмосковье продлен «оранжевый» уровень опасности из-за жары
Экономика
МВФ пересмотрел прогноз по ВВП США на 2025–2026 годы в сторону понижения
Происшествия
В Херсонской области после атаки дрона ВСУ на автомобиль ранены два человека
Мир
Путин отметил стремление отдельных сил на Западе к восстановлению связей с РФ
Общество
В Австрии указали на провал санкционной политики ЕС
Мир
Путин отметил вклад СПЦ в укрепление отношений между РФ и Сербией
Мир
В Индии 27 человек погибли при нападении террористов
Мир
Ушаков назвал серьезным и обстоятельным диалог России и США по Украине
Происшествия
Космонавт Александр Полещук пострадал при ДТП с такси в Москве
Общество
В Минобороны заявили о детонации боеприпасов в воинской части Владимирской области
Общество
В Москве стартовала конференция для блогеров «Блогерконф 2025»
Общество
Россиян предупредили об активизации мошенников к 9 Мая
Мир
Путин и султан Омана выступили за полный вывод израильских войск из сектора Газа
Мир
Путин выразил соболезнования руководству Индии в связи с терактом под Пахалгамом
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Происшествия
На участке серой ветки метро в Москве прервано движение поездов
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников

Монстр и Марис

Гала-концертом в Кремлевском дворце Фонд Мариса Лиепы отметил юбилей выдающегося танцовщика. Прошедшим летом Лиепе исполнилось бы 70 лет. Художники Анна и Анатолий Нежные поместили на заднике гигантский экран и прикрыли его изображением колоннады Большого театра. Юбиляр смотрел с экрана как через решетку. С точки зрения эстетики решение спорное. С позиций исторической правды - самое что ни на есть верное.
0
Илзе Лиепа – продолжательница балетной династии (фото Игорь Захаркин, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Гала-концертом в Кремлевском дворце Фонд Мариса Лиепы отметил юбилей выдающегося танцовщика. Прошедшим летом Лиепе исполнилось бы 70 лет. Художники Анна и Анатолий Нежные поместили на заднике гигантский экран и прикрыли его изображением колоннады Большого театра. Юбиляр смотрел с экрана как через решетку. С точки зрения эстетики решение спорное. С позиций исторической правды - самое что ни на есть верное.

Большой был для Лиепы и счастьем, и проклятием. Золотой клеткой. Оказавшись на воле, он сгорел за считанные годы. "Монстр, пожирающий своих детей", — обмолвился о родном театре партнер Мариса Владимир Васильев. Дети самого Лиепы отпраздновали юбилей большой программой. Сын Андрис организовал лазерное шоу с виньетками, цветами, портретами отца и именами спонсоров. Дочь Илзе вышла в четырех номерах, что смотрелось явным перебором. Для того, чтобы оценить дарование Лиепы-актрисы, вполне хватило бы эпизода из "Пиковой дамы" с неизменным Николаем Цискаридзе.

Светлана Захарова, сняв пуанты и поменяв партнера на стул, исполнила безликую композицию под претенциозным названием "Откровение". Андрей Уваров и Сергей Филин выбрали коронные партии Лиепы — Альберта из "Жизели" и Зигфрида из "Лебединого озера" (партнерши — Нелли Кобахидзе и Екатерина Шипулина). Обоим премьерам уже далеко за тридцать. С их уходом, вероятно, исчезнет со сцены Большого и благородная мужественность — наследство Мариса.

Команду Мариинки также возглавили ветераны. Фарух Рузиматов с Софьей Гумеровой воспроизвели беспроигрышный "Бакти" Мориса Бежара. Ирма Ниорадзе аффектированно выстрадала "Лебедя". Молодая поросль петербургской сцены — Евгения Образцова с Владимиром Шкляровым и Олеся Новикова с Михаилом Лобухиным — отметилась в па-де-де из "Спящей красавицы" и "Дон-Кихота".

В стройные ряды императорских театров вклинилось несколько гостей. Атлетичный Роберто Болле (театр "Ла Скала") и маленькая Грета Хачкинсон (Канадский национальный балет) с фрагментом из неоклассического шедевра Иржи Килиана "Маленькая смерть". "Бескостный" Рамон Тьелен из "Гарлем-балета" с образчиком негритянского модерн-танца. И Владимир Деревянко, единственный из участников концерта, танцевавший в БТ в бытность там Лиепы. Бывший чудо-мальчик вовремя покинул Большой и сделал блистательную зарубежную карьеру. Сегодня Деревянко 47 лет, но по его раскованной пластике (фрагмент "Жар-птицы" в постановке Уве Шольца) этого не скажешь.

Лиепу "ушли" из Большого в 48, а он хотел танцевать сто лет. О чем и написал в своей автобиографической книжке. К юбилею вышло ее переиздание. На этот раз без купюр и с фрагментами из дневника. От некоторых откровений ком стоит в горле. Еще заслуживает внимания полнометражный фильм Никиты Тихонова "Марис", готовящийся к выпуску на DVD. Фрагменты из него крутили на двух экранах в зале. Как и тридцать лет назад, потрясали копьями римские легионеры и справлял триумф легендарный Красс. В программе концерта любимого героя Лиепы не было, да и не могло быть. Патриции нынешней эпохи способны конкурировать только друг с другом. А Красс Лиепы по-прежнему высится недосягаемой вершиной.

Из дневника Мариса Лиепы: "Я убиваю себя"

1982 год. Без даты.

Продолжается хандра. Дикая тишина, мучительная, изо дня в день. Бесперспективность — это, наверное, самое страшное в жизни. Вспоминаю рассказ Булгакова о человеке, привыкшем от безысходности к наркотикам. Да! Это страшно, но как, что, чем, кто поможет? Для чего ждать, жить, быть?.. Вот и убиваю себя, чтобы все во мне омертвело. Тогда скажу судьбе — да, я отступаю. И ухожу. А пока я хочу, я могу, и это страшно — мочь и не иметь воз-можности. Кто это прочтет, кто это скажет людям? Я сижу днями дома без дела и убиваю себя в надежде на прекрасную легкую смерть во сне. Это единственное, о чем я мечтаю. А в общем, самое страшное в этом — не умереть, а понятие "не жить". Не жить — это страшно...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир