Монстр и Марис


Гала-концертом в Кремлевском дворце Фонд Мариса Лиепы отметил юбилей выдающегося танцовщика. Прошедшим летом Лиепе исполнилось бы 70 лет. Художники Анна и Анатолий Нежные поместили на заднике гигантский экран и прикрыли его изображением колоннады Большого театра. Юбиляр смотрел с экрана как через решетку. С точки зрения эстетики решение спорное. С позиций исторической правды - самое что ни на есть верное.
Большой был для Лиепы и счастьем, и проклятием. Золотой клеткой. Оказавшись на воле, он сгорел за считанные годы. "Монстр, пожирающий своих детей", — обмолвился о родном театре партнер Мариса Владимир Васильев. Дети самого Лиепы отпраздновали юбилей большой программой. Сын Андрис организовал лазерное шоу с виньетками, цветами, портретами отца и именами спонсоров. Дочь Илзе вышла в четырех номерах, что смотрелось явным перебором. Для того, чтобы оценить дарование Лиепы-актрисы, вполне хватило бы эпизода из "Пиковой дамы" с неизменным Николаем Цискаридзе.
Светлана Захарова, сняв пуанты и поменяв партнера на стул, исполнила безликую композицию под претенциозным названием "Откровение". Андрей Уваров и Сергей Филин выбрали коронные партии Лиепы — Альберта из "Жизели" и Зигфрида из "Лебединого озера" (партнерши — Нелли Кобахидзе и Екатерина Шипулина). Обоим премьерам уже далеко за тридцать. С их уходом, вероятно, исчезнет со сцены Большого и благородная мужественность — наследство Мариса.
Команду Мариинки также возглавили ветераны. Фарух Рузиматов с Софьей Гумеровой воспроизвели беспроигрышный "Бакти" Мориса Бежара. Ирма Ниорадзе аффектированно выстрадала "Лебедя". Молодая поросль петербургской сцены — Евгения Образцова с Владимиром Шкляровым и Олеся Новикова с Михаилом Лобухиным — отметилась в па-де-де из "Спящей красавицы" и "Дон-Кихота".
В стройные ряды императорских театров вклинилось несколько гостей. Атлетичный Роберто Болле (театр "Ла Скала") и маленькая Грета Хачкинсон (Канадский национальный балет) с фрагментом из неоклассического шедевра Иржи Килиана "Маленькая смерть". "Бескостный" Рамон Тьелен из "Гарлем-балета" с образчиком негритянского модерн-танца. И Владимир Деревянко, единственный из участников концерта, танцевавший в БТ в бытность там Лиепы. Бывший чудо-мальчик вовремя покинул Большой и сделал блистательную зарубежную карьеру. Сегодня Деревянко 47 лет, но по его раскованной пластике (фрагмент "Жар-птицы" в постановке Уве Шольца) этого не скажешь.
Лиепу "ушли" из Большого в 48, а он хотел танцевать сто лет. О чем и написал в своей автобиографической книжке. К юбилею вышло ее переиздание. На этот раз без купюр и с фрагментами из дневника. От некоторых откровений ком стоит в горле. Еще заслуживает внимания полнометражный фильм Никиты Тихонова "Марис", готовящийся к выпуску на DVD. Фрагменты из него крутили на двух экранах в зале. Как и тридцать лет назад, потрясали копьями римские легионеры и справлял триумф легендарный Красс. В программе концерта любимого героя Лиепы не было, да и не могло быть. Патриции нынешней эпохи способны конкурировать только друг с другом. А Красс Лиепы по-прежнему высится недосягаемой вершиной.
Из дневника Мариса Лиепы: "Я убиваю себя"
1982 год. Без даты.
Продолжается хандра. Дикая тишина, мучительная, изо дня в день. Бесперспективность — это, наверное, самое страшное в жизни. Вспоминаю рассказ Булгакова о человеке, привыкшем от безысходности к наркотикам. Да! Это страшно, но как, что, чем, кто поможет? Для чего ждать, жить, быть?.. Вот и убиваю себя, чтобы все во мне омертвело. Тогда скажу судьбе — да, я отступаю. И ухожу. А пока я хочу, я могу, и это страшно — мочь и не иметь воз-можности. Кто это прочтет, кто это скажет людям? Я сижу днями дома без дела и убиваю себя в надежде на прекрасную легкую смерть во сне. Это единственное, о чем я мечтаю. А в общем, самое страшное в этом — не умереть, а понятие "не жить". Не жить — это страшно...