Вялый политдень


Защищая отмену прямых губернаторских выборов, сторонники этой меры указывали, наряду с прочим, что в результате умножится политический вес региональных законодательных собраний, поскольку теперь именно от них зависит избрание главы региона.
Довод несколько наивный - чтобы не сказать: лукавый. Указуя на то, что прямые выборы губернаторов (или их аналогов) встречаются в очень малом числе федераций, а все больше - в Европе, например - практикуется избрание через местные парламенты, апологеты упускали из виду ту деталь, что в случае с европейскими примерами речь идет об автономном избрании.
В Германии саксонские или гессенские избиратели выбирают ландтаг, который по результатам выборов - какая партия победила - сам назначает главу земельного правительства. Фрау канцлерин не присылает из Берлина кандидатуру для утверждения. В этом случае интерес граждан к земельным выборам понятен, поскольку на них решается, кто будет премьер-министром федеральной земли.
Если же на региональном уровне вопрос о власти автономно не решается, то безотносительно к тому, правилен такой порядок или неправилен, ждать большого интереса к выборам регионального собрания не приходится. Теоретически можно указать, что собрание вправе отвергнуть предложенную кандидатуру - и это повышает его вес и к нему интерес, - но в практическом плане такая возможность сегодня не рассматривается даже самыми изощренными сочинителями политических сценариев. Что же говорить тогда о рядовых избирателях.
До сих пор спор о весе и интересе был достаточно умозрительным, но воскресные выборы региональных депутатов в девяти субъектах федерации показали, что интерес граждан к региональным собраниям не только не увеличился (как прогнозировали апологеты), но продолжает уменьшаться. Традиционно невысокая явка на выборы заксобраний (в нашей политической культуре рассматриваемые как существенно менее значимые, нежели выборы первого лица) стала еще ниже. Не будь взяты законодательные (существенное понижение барьера, при котором выборы считаются состоявшимися) и, так сказать, практические меры (внезапный и чудесный всплеск избирательской активности в последний час голосования), в ряде случаев можно было бы говорить просто о срыве голосования.
При этом надо учесть, что искомую явку обеспечивала по преимуществу сельская глубинка, где по давней традиции еще принято ходить на выборы. В региональных центрах, население которых более активно в социальном, хозяйственном и политическом отношении, процент неучастия был непристойно высок. В городах процент участия опускается ниже 20, и впору уже говорить о кризисе избирательного процесса.
Когда наиболее активные в прочих отношениях граждане столь массово не ходят на выборы, нужно признать, что окончательно складывается обратный избирательный ценз. Традиционные цензы допускали до выборов по имущественному (плательщики крупных налогов) признаку, отсекая от участия тех, кто обделен достатком. Можно сколь угодно ругать былые цензы за недемократичность, но невозможно отрицать, что при той практике голосовала наиболее социально активная и ответственная (налогоплательщики) часть населения. При добровольно - никто не неволил - сложившемся сегодня обратном цензе голосует по преимуществу самая пассивная часть населения, и все больше чистые бюджетополучатели. См. дальнейшие успехи Партии пенсионеров.
Желанные цифры получены, но при столь вялом участии и при обратном цензе ценность этих цифр невысока. Утрата интереса к представительству - симптом столь важный, что на его фоне малозначимы победные реляции.