Михаил Барышников против балетного гетто


Барышников старше своего детища на 57 лет. Для балетных людей, с малолетства привыкших держать форму, 58 - вроде бы не возраст. Свой главный шедевр - "Спящую красавицу" - Мариус Петипа поставил в 71 год. 80-летняя Майя Плисецкая, танцуя с Хуаном Кортесом, выглядит притягательнее любого секс-символа. 83-летний Морис Бежар колесит по миру со своей труппой, причем в ноябре доберется до Москвы.
Барышников настроен не так оптимистично. В интервью журналу Dance Мagazine он сказал, что считает создание Baryshnikov Arts Center последней главой своей жизни, хотя и не последней ее страницей. Танцовщика можно понять. "Глава" потребовала от него немалого физического и духовного напряжения. Три этажа серой коробки на Манхэттене внешне ничем не примечательны, но внутри напичканы новейшими технологиями. Четыре студии с раздвижными стенами, мастерские, костюмерные, офисные помещения, конференц-зал и площадка на крыше с панорамным видом на Манхэттен и Нью-Джерси.
Суть, впрочем, не в освоенных метрах, а в благородстве почина. Барышников создал место, где молодые художники всех ма-стей могут представить экспериментальные работы и воспользоваться советами мэтров. Все это, включая стипендию и жилье, за счет Центра. "Мне помогали. Настал черед отдавать долги", обосновал Барышников свой альтруизм. Позаботился он и о просвещении зрителя. На большинство репетиций допускаются люди с улицы. Многие творцы не любят показывать сырой материал, но придется привыкать. Зрителю, уверен Барышников, полезно знать, как создается художественное произведение.
Творческий рай строили без малого четыре года, и обошелся он почти в 7 миллионов долларов. Артист вложил в проект два миллиона личных сбережений. Третий милли-он добавил фонд его друга Говарда Гилмана. Что-то перепало от предприятий Барышникова-бизнесмена, в том числе любимого места русской богемы ресторана "Русский самовар", основанного им на пару с Иосифом Бродским. Весомый вклад внес Барышников-танцовщик. С пианистом Педжо Музиевичем он объехал пол-Америки и часть Европы. На сцену выходил один. В шести композициях на разноплановую му-зыку от Шумана до Beatles не было ничего виртуозного, но публика валила валом. Потому что за взмахом барышниковской руки наблюдать намного интерес-нее, чем за иными головокружительными прыжками.
Самое существенное финансовое вливание на счету Барышникова-актера. Тысячи поклонниц "Миши" должны быть благодарны Baryshnikov Arts Center. Не будь его, артист вряд ли осчастливил бы заключительный сезон "Секса в большом городе". На предложение сыграть русского друга Кэрри Брэдшоу претендент реагировал лаконично: "Какой секс? Какой город?". Выяснилось, что он не видел ни одного кадра покорившей мир саги. Лишь убедившись, что гонорар будет более чем достойным, Барышников согласился внести в сериал загадочную славянскую ноту.
Первый год жизни Baryshnikov Arts Center отметил пятью проектами. Двумя танцевальными. Двумя фотографическими. Одним посвященным камерной музыке. К шестому педагогическому Барышников приступил в сентябре и собирается курировать его лично. Начинание, рассчитанное на длительный срок, просит патетической формулировки: "Долой балетные гетто! Танцовщики всех стран, объединяйтесь!". Нелюбимый Барышниковым пафос в данном случае уместен. Вялотекущие споры о том, какая из школ плодотворнее русская, французская, американская, не приносят пользы. А карьера классического танцовщика похожа на мчащийся курьерский поезд. От станции отправления до станции назначения каких-нибудь 2025 лет. И надо успеть взять лучшее везде, где только можно. Первым провел свой учебный раунд Азарий Плисецкий, родной брат Майи и настоящий балетный полиглот. Он учился в Москве, танцевал на Кубе, преподавал в American Ballet Theatre, а ныне обучает премудростям классики танцовщиков бежаровского Ballet Lausanne. В ближайшее время Барышников ждет в гости этуалей Grand Opera Изабель Герен и Элизабет Платель.