"Когда мэром нашего города стал Варлам Аравидзе"


В критике политического деятеля всегда силен элемент эстетического неприятия. Политику сопрягают с психофизикой. См. стандартные ругательства про В.В. Путина - "серый полковник", а равно дон Рэба из повести бр. Стругацких "Трудно быть богом". С доном Рэбой, правда, выходит незадача, поскольку сам образ не больно силен. И это при том, что тема "царь наш - немец русский" открывает огромные возможности для всякого, кто знаком с русской классикой XIX века хотя бы в объеме школьного курса. Но тут проблема в том, что образ русского немца рисуется классиками с не совсем западнических позиций - а нужно именно с западнических. Поэтому вместо Толстого, Некрасова etc. приходится довольствоваться братьями.
Но в любом случае непонятно, почему эстетические разногласия подобает иметь лишь с собственной властью. Ведь суть разногласий в том, что некоторый политический деятель кого-то собой до чрезвычайности напоминает и это сходство наводит на разные мысли. Если кто-то обладает эстетическим чутьем и развитым ассоциативным мышлением, логично предположить, что такие способности действуют не избирательно, но при взгляде на всякого политика. Ведь по определению прекрасное (вариант: безобразное) - это то, что нам нравится (не нравится) вне нашей от того пользы.
Между тем нынешний кризис в отношениях Москвы с Тбилиси может иметь и эстетическую составляющую, причем соответствующую лучшим либеральным святцам. Вышедший на экраны в начале 1987 г. фильм Т. Абуладзе "Покаяние" в свойственной поэтическому кинематографу притчевой форме (ну и про цензуру не забудем) рассказывал про некий абстрактный город, мэром которого стал Варлам Аравидзе, и про то, что из этого получилось. Фильм произвел потрясение в душах вполне прозрачным намеком на сталинские злодеяния и на нераскаянные грехи, с которыми живет страна, но конечно же этому художественному эффекту много способствовала блистательная актерская игра А. Махарадзе, исполнявшего роль Варлама. Притча на то и притча, что диктатор вроде бы абстрактный, воплощающий собою зло XX века как таковое, но при этом - такова уж была манера грузинского кино - в высшей степени национальный по манере, пластике, жесту etc. Но именно эта цветистая манера, эта напыщенная пластика, эти мизансцены оказались буквально воспроизведены президентом Грузии М.Н. Саакашвили. Простая нарезка из кадров "Покаяния" вместе с сегодняшней хроникой выступлений Саакашвили произвела бы сильнейшее впечатление - живая реинкарнация Варлама.
И добро бы все ограничивалось буквальным сходством мизансцен. Сочетание умильности (добрая, хотя и несколько приклеенная улыбка Варлама-Саакашвили) с немалой брутальностью в изобличении врагов народа и агентов иностранных разведок, признающихся в том, что они рыли туннель от Бомбея до Лондона, - от таких неконтролируемых ассоциаций можно избавиться, лишь проделав над собой изрядную лоботомию. Бывали пророческие притчи, но чтобы еще и с портретным сходством - это случай редкий и оттого впечатляющий.
Собственно, это не к тому, чтобы занимать какую-то определенную позицию в нынешнем конфликте, и даже не к тому, чтобы ни в коем случае не называть В.В. Путина доном Рэбой - да называйте Бога ради. Это всего лишь к тому, что не видеть в Саакашвили Варлама и, соответственно, не смущаться таким сходством можно лишь при полном отсутствии эстетического чутья. Если чутья нет — что поделаешь, Бог не дал, но при такой обделенности не стоит говорить о своих эстетических разногласиях с властью. Какой бы то ни было.