Приключения "Форта Балет"


Очередной раунд телеигры "Форт Байярд" (телезрители увидят его в октябре) закончился триумфом балетной сборной Большого театра. Великолепная четверка - Мария Александрова, Андрей Уваров, Сергей Филин, Николай Цискаридзе - с блеском прошла все аттракционы и легко одержала верх над квартетом под руководством Егора Кончаловского. Побежденные не огорчились. "Не стыдно проиграть такой команде", - гласил общий вердикт.
Выиграть у балетных практически невозможно. Для них авантюры "Форта Байярд" - не испытание. С точки зрения риска и острых ощущений их профессия даст фору любому шоу. Взять хотя бы любимые "фишки" телеигры падения в бездну и испытания высотой. Они есть во многих популярных балетах. Земная твердь разверзается под Мышиным королем в "Щелкунчике". Аналогичным образом исчезают фея Карабос в "Спящей красавице" и героиня "Жизели". Парят на невидимых тросах романтические виллисы и сильфиды. Взмывает с зонтиком в руках персонаж "Тщетной предосторожности". В новой "Золушке" сказочник летает на велосипеде. Санчо Панса подкидывают к небесам без всяких тросов и страховок. В этих и других случаях от танцовщика требуются быстрота реакции и точность глазомера. Попробуйте, например, метнуть тяжеленное копье, чтобы оно вонзилось в намеченное место, не задев кордебалета, как это предписано Ивану Грозному в одноименном балете. Или прыгнуть с вышки в руки партнеров, как это делала Уланова в "Золотом веке". Или скрутить пару пируэтов возле воткнутых в пол кинжалов, что со щегольством демонстрирует Александрова в "Дон Кихоте".
Самая "лакомая" приманка "Байярда" змеи, пауки, черви и прочая нечисть выпала на долю кинематографической команды и изрядно потрепала ей нервы. Нет сомнений, что сборная Большого сохранила бы присутствие духа, тем более что их предшественники привечали любых представителей фауны. Отчаянная москвичка Екатерина Гельцер согласилась выступить в па-де-де для двух конников, поставленном знаменитым наездником Вильямом Труцци. На арене Кронштадтского цирка пара имела большой успех. Еще одна любительница животных Вера Зорина не побоялась выехать верхом на слоне в "Цирковой польке" Джорджа Баланчина и Игоря Стравинского. На соболезнования друзей, сокрушавшихся, что соавторы так непродуктивно используют свое дарование, Баланчин отвечал, что слоны ничуть не глупее балерин... Без какого-либо высокомерия относилась к животным Матильда Кшесинская. Козу, с которой она выступала в балете "Эсмеральда", балерина поселила у себя дома, сама кормила и брала в театр, чтобы в перерывах между спектаклями "артистка" не отвыкла от театральной атмосферы. Заслуженное парнокопытное дожило до октябрьского восстания и было конфисковано революционными матросами. В постановке ленинградского ГАТОБа им. Кирова коза исчезла, зато в 1926 году появилась в "Эсмеральде" Большого театра. Злые оркестранты оценили новшество в рукописном журнале "Раешник": "Как приглашалась коза? / Был профсоюз против иль за, / через биржу принималась или дирекцию, / кто оказывал козе протекцию, / одобрен ли прием худсоветом, / принята с двухнедельным или месячным отпуском летом? / Нам неизвестно об этом".
В то же время доподлинно известно, что Михаил Фокин в "Египетских ночах" ставил танец с участием змеи. Номер с ужом, раскрашенным под смертоносную гадюку, исполняла Анна Павлова. Репетиции стоили новатору немало нервов, о чем он честно написал в своих "Воспоминаниях": "Зная, что Павлова любит животных, я добыл настоящую змею. Самоотверженно взял ее в руку и, подняв над головой, стал показывать Павловой танец. Холодный пот выступил у меня на лбу, когда под моими пальцами пробежали внутренности холодной змеи. Я чуть не лишился чувств, но геройски дотанцевал номер, передал змею Павловой и побежал мыться". На премьере змея не оправдала надежд: обвила руку балерины и не пошевелилась. Фокин заменил ее на муляж из коленкора и ваты и долго горевал по этому поводу.
В новом формате "Байярда" участники соревнуются не только с фортом, но и друг с другом. Легко предположить, что в будущем это сценарное новшество сведет их в очном поединке. Возможно, в рыцарском сражении. Здесь у команды БТ шансы на победу велики как никогда. Мужчины Большого балета издавна славятся бойцовской сноровкой, в чем немалая заслуга Юрия Григоровича. Бои, схватки, драки всегда были любимым пунктом этого поборника мужского начала. Байярдовец Уваров, наверное, не забыл бой в "Раймонде", где он благородный рыцарь поражал мечом Марка Перетокина коварного сарацина. В пылу сражения премьер не рассчитал траекторию и попал сопернику прямо в лицо. Перетокин рухнул, прикрывая разбитый нос. Хорошо, что казус случился в подходящий момент, когда по сюжету злодею полагалось умереть.
К счастью, в "Байярде" обошлось без травм, хотя на опасность игры жаловались и жалуются все ее участники. Кроме балетных. Трудно, конечно, согласиться с Николаем Цискаридзе, который утверждает, что все люди хотят попасть в "Форт Байярд". Большинству не очень приятно нырять в бездну и балансировать над пропастью. Но, как говорит Екатерина Максимова, балет это диагноз.
Николай Цискаридзе ответил на вопросы "Известий"
вопрос: Что для вас оказалось самым тяжелым?
ответ: Ничего.
в: Вы прыгали с большой высоты. Ходят слухи, что вы ее боитесь.
о: У меня никогда не было боязни высоты.
в: Вы героически держали госпожу Александрову, в то время как на вас сыпался всякий мусор...
о: Моя работа ее поднимать, но когда гадость попадает в глаза, организм невольно начинает дергаться.
в: Если вам снова предложат участвовать в таком мероприятии, поедете?
о: Мне кажется, все люди желают туда попасть. Не только балетные. Все вообще.