Танцовщица и чудовища


Ольге Лепешинской - приме-балерине Большого театра, многократной орденоносице и обладательнице всевозможных премий - исполняется 90 лет. Свой день рождения она предпочитает праздновать по старому стилю - 28 сентября. В 40-50-е годы прошлого века киоскеры выкладывали ее портреты рядом с изображениями Любови Орловой и Марины Ладыниной. В популярности на ниве родного жанра Ольга Васильевна соперничала с Улановой, и "партия лепешинистов" порой оказывалась многочисленнее улановских поклонников. В признании сильных мира сего конкуренток она вообще не имела. "Пламя Парижа" с участием Лепешинской Сталин смотрел шесть раз и собственной рукой внес ее фамилию в список первых лауреатов Сталинской премии. Чем же брала эта хрупкая женщина? Определенно не красотой.
Младшая коллега Майя Плисецкая высказалась по этому поводу с балетной прямотой: "Росту она была скверного, руки и ноги короткие, голова всегда напоминала мне маску ряженого на масленичном гулянье". Но далее порицательница переходит в иную тональность: "У нее были азарт, напор, бесстрашие... Она без оглядки кидалась с далекого разбега на "рыбку" в руки партнеру".
Кадры, запечатлевшие "рыбку", сохранились в архивной кинохронике. От смелости Лепешинской, в рискованном полете покоряющей чуть ли не половину сцены, действительно захватывает дух. Кажется, еще немного и вместо старинного вальса Мошковского грянет призывное "Все выше, и выше, и выше...". Выше в те годы прыгали многие, однако только Лепешинской удавалось прыгать и вертеться с таким искренним упоением.
Ее товарищи по балетному цеху, отзаседав в партийных комиссиях, выходили на сцену и превращались в страшно далеких от народа принцев и принцесс. Профессиональная общественница Леля Лепешинская и в аристократических ролях оставалась собой энергичнейшей энтузиасткой-комсомолкой. Сталин безошибочно угадал в ней, дворянке по рождению, эту демократическую суть. С его подачи Лепешинская сменила пышную пачку на простой хитон. "Зачем пачка? сказал лучший друг артистов. Это что-то официальное. Лучше платьице". И Лепешинская в "платьице" затанцевала на всех кремлевских банкетах, что, впрочем, не спасло от ареста ее мужа-генерала. Артистка поехала к Берии и держала дерзкую речь. "Вы коммунист и я коммунист, заявила балерина палачу, давайте говорить как коммунисты: если мой муж виноват наказывайте. Не виноват выпускайте". Через год после этого разговора генерал вышел на свободу.
Сегодня Ольга Васильевна почти не выходит из дома. Но на гала-концерте в свою честь в Театре оперетты и юбилейном "Дон Кихоте" в Большом театре собирается быть. Оптимистический "Дон Кихот" всегда был ее любимым спектаклем, и 30 сентября Большой готовит ей сюрприз: в каждом из трех актов будет своя Китри. Четвертой, по всей вероятности, станет экранная Лепешинская, и это замечательно. Искусству жить с восторгом стоит поучиться.