"Вечный символ показного самовластия"


Распределение денежных субсидий - занятие по определению муторное, поскольку отбор неизбежно субъективен, а обделенные неизбежно будут обижены. Проще всего дело раздачи грантов было поставлено при абсолютной монархии, когда Шекспиры и Мольеры процветали под великодушным покровительством короля. А если даже не процветали или же процветали не те, кто надо, в любом случае никто не упрекал монарха за то, что он неправильно назначил пенсию. Когда назначать пенсии неправительственным организациям взялась Общественная палата, не обладающая авторитетом Людовика XIV или Николая I, ей не удалось избежать всяческих нареканий. Критики стали указывать, что, с одной стороны, в пенсиях было отказано основанной М.Б. Ходорковским "Открытой России" и возглавляемому М.Е. Гайдар движению "Да!", с другой стороны, члены ОП выдали казенные субсидии тем НКО, которые они сами же и возглавляют.
Для того чтобы укрепить образ ОП, как совершенно независимой организации, было бы как раз вполне разумно назначить пенсию не только М.Е. Гайдар, девушке кроткой и ни в чем запретном не замеченной - "Вот мы и умеренную фронду поощряем!", - но даже и "Открытой России". Вековечной мудрости "Чтоб русская держава // Спаслась от их затеи, // Повесить Станислава // Всем вожакам на шеи" никто не отменял. Но дело даже не в этих огрехах и даже не в том, что ОП при этом удостоила пенсии такую соблазнительную организацию, как сокрушивший в мае с. г. мышцу педерастов Союз православных граждан. Несколько сомнительна сама конструкция, при которой ОП, на 2/3 состоящая из представителей НКО, решает вопрос о том, каким НКО пенсии давать, а каким не давать. Если очень хочется, можно быть судьей в собственном деле и собственном кармане, но итоги такого судейства обречены быть объектом всяческих нареканий.
О немалой пользе чисто авторитарного управления свидетельствуют и программные заявления СПС, на своем съезде изложившего детальную программу завладения властью над Россией. Согласно расписанию, "в 2007 году правые возвращаются в Государственную думу, в 2011 году они формируют в Государственной думе крупную фракцию, в 2012 году голоса демократов становятся решающими на выборах президента страны, в 2015 году фракция правых становится ведущей политической силой в Государственной думе и, наконец, в 2016 году СПС и его союзники добиваются победы своего кандидата на президентских выборах". При этом победоносный кандидат уже известен - согласно словам зампреда СПС Л.Я. Гозмана, им будет нынешний председатель СПС Н.Ю. Белых, которому в 2016 г. исполнится 41 год, и он будет вправе баллотироваться в президенты.
Такая дальновидность более всего напоминает подготовку к постепенному установлению демократии в Испании. Генералиссимус Франко, подобно Л.Я. Гозману, также мыслил на десятилетия вперед, произведя воспитание инфанта - будущего короля Хуана Карлоса I в просвещенном и либеральном духе. Отчего, когда инфант взошел на престол, в Испании тут же и процвела свобода с демократией. Многолетнее выращивание инфанта, которым сейчас занят Л.Я. Гозман, - дело самое похвальное, единственная сложность в том, что при этом зампред СПС в отличие от Франко полновластным каудильо не является, отчего на пути к 2016 г. возможны различные сюрпризы и неожиданности.
Тем более они возможны в городском хозяйстве Москвы, где уже давно впору учреждать НКО им. О. Бендера, собирающую с купечества добровольные даяния на ремонт провала, чтобы не очень проваливался. Как сообщают алармисты, воздвижение на Красной площади многофункционального гостинично-развлекательного комплекса "Кремлевский", сопровождающееся, естественно, строительством подземного гаража, может привести к проваливанию стоящего поблизости собора Василия Блаженного.
Кто тут прав, паникеры или оптимисты, судить сложно, но даже если тревожные предсказания сбудутся, потеря будет невелика. Главный американский знаток русской культуры, автор классической книги о загадочной русской душе "Икона и топор" и директор Библиотеки конгресса Д. Биллингтон разъяснил, что храм Василия Блаженного есть "вечный символ показного самовластия" и "грозный оплот имперского величия", который "полон религиозной претенциозности и апокалиптического символизма", - недаром "здание это часто служило... трибуной во время проведения военных парадов". Оттого-то российская молодежь возлагает свои надежды на открытое общество, символизируемое церковью в Кижах, а вовсе "не на тесные круги, жмущиеся к стенам Василия Блаженного".
Очевидно, знаток России прочел сочинение юнкера Лермонтова, в котором тот характеризовал храм в сходно мрачных выражениях, но не учел, что лермонтовское описание для русской культуры уникально и даже экзотично, - общераспространенное восприятие этого храма далеко не столь мрачно. Но где знаток прочел про использование Василия Блаженного в качестве трибуны во время проведения военных парадов, будет вечной загадкой русистики. Кроме того, что во времена СССР трибуна была совсем в другом месте, а до 1917 г. традиции военных парадов на Красной площади вовсе не было, даже беглый взгляд на храм заставляет задаться вопросом, где же там устроить трибуну для весьма многочисленных зрителей. Вероятно, охота похвалить гражданское общество и похулить имперское величие была столь велика, что знаток схватился за подвернувшееся под руку первым. Чем, впрочем, превентивно - вот меткость попадания! - реабилитировал строителей комплекса "Кремлевский".
Тем временем благодаря все тому же благодетельному стройкомплексу вновь оказались посрамлены все знатоки России - как иностранные, так и отечественные. После сноса гостиницы "Россия" там ведутся раскопки, которые, по словам главного археолога г. Москвы т. Векслера, "возможно, позволят нам установить подлинный возраст столицы", которая "может быть намного старше тысячи лет".
Прежде даже и не главные, а просто археологи, получая историческое образование, знакомились с традицией, согласно которой датой основания города считается время его первого упоминания в письменных источниках. В случае с Москвой это Ипатьевская летопись и 1147 г. - "Приди ко мне, брате, в Москову", где князья "любезно целовастася... и тако быша весели". Учинив празднование 800-летия Москвы в 1947 г., т. Сталин следовал именно этой консервативной традиции. Перед нами тот случай, когда наследием корифея всех наук не стоит пренебрегать, хотя бы современным корифеям всех наук и страстно хотелось по случаю нового возраста столицы устроить новый красочный подарок москвичам.