Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве и Подмосковье продлен «оранжевый» уровень опасности из-за жары
Экономика
МВФ пересмотрел прогноз по ВВП США на 2025–2026 годы в сторону понижения
Происшествия
В Херсонской области после атаки дрона ВСУ на автомобиль ранены два человека
Мир
Путин отметил стремление отдельных сил на Западе к восстановлению связей с РФ
Общество
В Австрии указали на провал санкционной политики ЕС
Мир
Путин отметил вклад СПЦ в укрепление отношений между РФ и Сербией
Мир
В Индии 27 человек погибли при нападении террористов
Мир
Ушаков назвал серьезным и обстоятельным диалог России и США по Украине
Происшествия
Космонавт Александр Полещук пострадал при ДТП с такси в Москве
Общество
В Минобороны заявили о детонации боеприпасов в воинской части Владимирской области
Общество
В Москве стартовала конференция для блогеров «Блогерконф 2025»
Общество
Россиян предупредили об активизации мошенников к 9 Мая
Мир
Путин и султан Омана выступили за полный вывод израильских войск из сектора Газа
Мир
Путин выразил соболезнования руководству Индии в связи с терактом под Пахалгамом
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Происшествия
На участке серой ветки метро в Москве прервано движение поездов
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников

Шерпа не читатель, шерпа писатель

Люди с умом острым и нетривиальным умеют находить глубокие загадки в том, что людям не столь проницательным представляется очевидным. В "Поединке" Куприна ницшеанствующий обер-офицер Назанский, когда ему говорят: "До свидания", с воодушевлением вопрошает: "А почему не досвишвеция?" Создатель нового учения о языке акад. Н.Я. Марр запомнился одному из современников страстным вопросом "Если есть мышление, почему нет дышления?"
0
Максим Соколов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Люди с умом острым и нетривиальным умеют находить глубокие загадки в том, что людям не столь проницательным представляется очевидным. В "Поединке" Куприна ницшеанствующий обер-офицер Назанский, когда ему говорят: "До свидания", с воодушевлением вопрошает: "А почему не досвишвеция?" Создатель нового учения о языке акад. Н.Я. Марр запомнился одному из современников страстным вопросом "Если есть мышление, почему нет дышления?" Один из главных экономических умов России, несколько лет прослуживший носильщиком (шерпой) при встречах G8, А.Н. Илларионов решил доказать, что бывших шерп не бывает, и внес свою правку в предстоящую встречу. Рассуждая о пункте повестки, касающемся энергетической безопасности, он задался простым вопросом: "Почему нет, к примеру, мебельной безопасности? Или обувной?" - и ответил: "Потому что за это отвечают частные компании, а значит, вопрос о безопасности просто не может возникнуть".

Предложенный вечным шерпой ответ не является единственно возможным. Недостаточная актуальность мебельной или обувной безопасности - сравнительно, например, с продовольственной или энергетической - может объясняться тем, что есть ресурсы с разной эластичностью спроса. Если резко сокращается предложение обуви, это не очень приятно, но может быть компенсировано сокращением спроса. Можно ходить в обуви немодной, а на прохудившуюся ставить заплатки. То же и с мебелью - голь на выдумки хитра, при нужде можно и табурет сколотить. В случае с хлебом или с калориями тепла эластичность существенно меньше. Мебель и обувь всего лишь амортизируются в ходе эксплуатации, причем достаточно медленно, и без новых диванов и штиблет можно потерпеть, а пища и энергия безвозвратно потребляются каждый день, и в случае чего сильно сократить потребление оказывается затруднительным. По этой не очень хитрой причине перебои с поставками разного рода ресурсов отличаются разной степенью опасности для хозяйственной (и даже просто повседневной) жизни. Возможно, в рамках учения об экономической свободе нет различия между голодом и холодом, с одной стороны, и недостаточно дизайновым внешним видом - с другой, но среднему человеку понимание этой разницы доступно.

Хотя неразличением разноприродных ресурсов порой грешат даже и крепкие хозяйственники. Руководитель строительного комплекса г. Москвы В.И. Ресин дал указание убрать до конца 2007 г. с улиц все торговые палатки: "Сейчас уже настал момент, когда их надо приговорить - без них вполне можно обойтись". Поддержавший В.И. Ресина другой любимый руководитель - И.Н. Орджоникидзе привел самый убедительный довод в пользу искоренения палаток. До сих пор многие полагали, что в этих, возможно и не самых авантажных, сооружениях торгуют по преимуществу предметами повседневного спроса, однако, по словам И.Н. Орджоникидзе, "нам жалуются и туристы, и москвичи", что там торгуют унитазами и обоями. Туристов можно понять. Когда человек, приехавший любоваться красотами древней столицы, идет по какой-нибудь исторической улице, которая заставлена палатками с унитазами, его эстетические чувства от этого оскорбляются. При этом нужно еще учесть, что в Москве количество общественных уборных явно не соответствует потребностям столь важного туристического центра, и любители достопримечательностей испытывают танталовы муки, ибо палатки есть, унитазы есть, но оправляться в них нельзя. Вероятно, правительство г. Москвы планирует вместо снесенных палаток построить нужники для туристов, что позволит разместить среди дружественных мэрии фирм обширный заказ на сооружение мест уединенного размышления. К концу же 2008 г. можно будет опять сослаться на жалобы недовольных туристов, на которых никак не угодишь, нужники снести и придумать какой-нибудь новый заказ для дружественных фирм.

Хотя от такого стихийного кейнсианства, присущего правительству г. Москвы, экономика чрезмерно разогревается, ибо город придумывает все новые заказы, тогда как экономику надобно охлаждать. Между тем на всю Россию у нас есть только один мощный охладитель - чукотский губернатор Р.А. Абрамович, который самоотверженно откачивает из страны излишнюю ликвидность, чтобы та не возвышала курс рубля и не порождала страшных экономических бед. На сей раз рефрижератор Р.А. Абрамович, спасая российскую экономику, откачал из нее еще 285 тыс. ф. ст., приобретя за эти деньги номерной знак с папамобиля, на котором в 1979 г. покойный понтифик Иоанн Павел II духовно окормлял Ирландию. Теперь предприниматель сможет окормлять жителей г. Лондона, разъезжая на ромамобиле.

Конечно, это хорошо, но мало, поскольку откачкой такой суммы экономику сильно не охладишь. Это при том, что сам по себе интерес к ватиканским реликвиям - дело нужное и плодотворное. Теперь владелец ромамобиля может вступить в переговоры со Святым Престолом о продаже папской тиары. Сумма, заплаченная за тиару, будучи выведенной из России, не даст рублю губительно укрепиться, а Роман Аркадьевич с тройным венцом на голове будет символически воплощать мудрую экономическую политику правительства РФ.

Когда цели политики столь глубоки, частности вроде учиненного ведомствами А.Л. Кудрина и Г.О. Грефа полного разгрома виноторговли не заслуживают внимания - в ходе совещания с нашими министрами В.В. Путин интересовался лишь манипуляциями, допущенными при рисовании бюджета, питейной же торговли, по которой словно Е.К. Лигачев прошел, не касался вовсе, что и правильно. Надо с министрами говорить о делах концептуальных, а если в смысле простейших административных способностей у А.Л. Кудрина с Г.О. Грефом руки не к тому месту приделаны, так ведь все равно не переделаешь, и что же попусту обижать альтернативно одаренных? Политкорректность нужно соблюдать.

Тем более что к чужим неприятностям надо относиться спокойно. Председатель думского комитета по экономической политике В.Г. Драганов указал, что "алкоголь будет стоять на прилавках в не меньшем объеме, чем прежде. Каким образом он появится, я не знаю, но думаю, что так и будет. А если вдруг он исчезнет совсем, то при депутатской зарплате можно воспользоваться другой нишей рынка" - ибо есть депутаты, которые "имеют свои погреба, в которых вина не меньше и оно не хуже, чем на прилавках". Это дает повод для оптимизма. Если А.Л. Кудрин и Г.О. Греф займутся бензиновыми акцизами и на бензоколонках станет как сегодня в винных магазинах, иные будут злопыхать, но В.Г. Драганов успокоит страсти, указав, что есть депутаты, которым полное отсутствие бензина нипочем, поскольку они имеют свои скаковые конюшни.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир