Миллиардные массы миллиардеров


После череды испытаний Г.О. Грефу вновь усмехнулась доля. Старший товарищ М.Е. Фрадков, с которым Г.О. Греф уже вроде бы собирался расставаться по собственному желанию, переменил свое прежнее скептическое мнение, отметив, что ныне Герман Оскарович находится "на правильной траектории", и, как говорят, намерен удержать его на этой траектории, возведя его в звание своего заместителя. Другой старший товарищ, министр финансов США Д. Сноу, пообещал отказаться от прежнего способа переговоров о вступлении России в ВТО, заключавшегося в постоянном посылании Германа Оскаровича от Понтия к Пилату, и посулил скорейшее вступление России в ряды этой организации - что было давнейшей мечтой Г.О. Грефа.
От радости с главой МЭРТа произошло некоторое головокружение, в каковом эйфорическом состоянии Г.О. Греф и произносил речи на С.-Петербургском экономическом форуме, страстно похваляя благотворную глобализацию, которая заставляет "лучшие умы думать над тем, как сделать конкурентоспособной ту или иную страну". В результате каковых раздумий "миллиарды людей могут стать миллиардерами". Как сделать, чтобы миллионы людей стали миллиардерами, лучшие умы придумали давно - в ноябре 1923 г. 1 доллар равнялся 4,2 триллиона марок, т. е. деятели Рейхсбанка превзошли самые смелые мечты Г.О. Грефа на целых три порядка. Проблема тут не в том, как сделать всех миллиардерами, - рецепт известен, а в том, как обеспечить многомиллиардный охват населения. Тут видятся два варианта. Можно понадеяться на державы с большим народонаселением. Если лучшие умы Индии и Китая проведут финансовые мероприятия, в результате которых плошка риса будет стоить 1 млрд юаней (resp.: рупий), более двух миллиардов людей станет миллиардерами, хотя и непонятно, будет ли это иметь прямое отношение к глобализации. Чтобы мечта Г.О. Грефа сбылась в полной мере, необходимо, чтобы курсовые эволюции претерпела именно мировая валюта. Если ФРС США доведет цену бигмака до $5 млрд, жители всего мира воочию узрят силу глобализации.
И к тому же не будут иметь к происходящему никаких серьезных претензий, ведь согласно все тому же главе МЭРТа "не нужно переживать из-за падения российского фондового рынка", поскольку падение - это "плата за интегрированность России в мировую экономику". К несчастью, Г.О. Греф не уточнил, есть ли какой-то предел падения, после которого все-таки можно переживать, или же такого предела нет, поскольку интегрированность в мировую экономику - это такое благо, которое заранее и навсегда перекрывает последствия любых кризисов. Если верно последнее, очень жаль, что в 1931-1932 гг., когда волна великой депрессии дошла до Германии, тогдашние политики не догадались объяснить немцам, что крах германского хозяйства - это "плата за интегрированность Германии в мировую экономику". Немцы бы сразу успокоились и благодаря этому избежали бы многих последовавших бедствий.
Впрочем, благотворность глобализации мы наглядно видим на примере Б.А. Березовского, внесшего полную ясность в вопрос о продаже издательского дома "Коммерсантъ". Как указал Б.А. Березовский, "вы абсолютно правы, что я продал свою долю в "Коммерсанте" Бадри (Патаркацишвили. - М. С.)", но столь же абсолютно ясно, что новый владелец Бадри никому ничего не продавал - "хотя бы потому что на моем счету не появились средства от продажи". На первый взгляд довод недостаточно убедителен. На счету автора этих строк также не появились средства от продажи издательского дома (как, впрочем, и от продажи "Сибнефти") - в силу того что, если человек не владеет акциями, продажа или непродажа этих акций никак не влияет на состояние его счета. Однако случай с Борисом Абрамовичем иной: "Мы договаривались с Бадри, что по мере продажи активов, которые я ему передал, он будет перечислять деньги на мои счета", поскольку Б.А. Березовский счел "разумным и корректным передать все свои акции, продать все свои акции Бадри".
"Продать" и "передать" тут идут через запятую, хотя смысл довольно разный: одно дело - полное отчуждение имущества, другое дело - передача его в доверительное управление. В данной надежной схеме эти два действия однозначно уравниваются - вероятно, в надежде на то, что в делах с Бадри никаких недоразумений возникнуть не может, хотя четыре года назад в вопросе о правах на "Новые Известия" у Б.А. Березовского возникали очень сильные недоразумения с О.Л. Митволем по поводу того, кто чем владеет. Так Б.А. Березовский демонстрирует нам похвальный пример того, как даже в самых сильных житейских бурях можно не утратить веру в человечество.
Во время проходящей ныне Декады культуры народов СССР, т. е. Дней русской политической культуры, член Общественной палаты доц. С.А. Марков продемонстрировал сходную веру, рассказав, как он нашел национальную идею для России: "Я пошел к евреям и спросил у них, как им удалось сохранить свою идентичность. И я понял! У них было общее дело!" Картина того, как знатный политолог идет в избранный народ со словами "Здорово, евреи!", после чего те охотно открывают ему подходы к идеологическому творчеству, всем очень понравилась, вопросы возникали только насчет того, что же это за пресловутое общее дело. Тут конкретных советов евреи доц. С.А. Маркову не дали, и ответ политолога был сбивчив: "Да пускай хоть бревно несут!" В общем-то, почему бы и нет - картина "В.И. Ленин на коммунистическом субботнике в Кремле" у всех людей, кто постарше, и так перед глазами, а нашу молодежь можно и ознакомить со священным преданием. Если же, несмотря на советы евреев, с общим делом что-то пойдет не так, на этот случай есть содержащееся в том же священном предании оправдательное объяснение: "Опять эта политическая пг'оститутка Бег'езовский (или Фг'идман - согласно новым политологическим разоблачениям) пг'околол мое надувное бг'евно!"
В случае же с демократической партией "Яблоко" и вечной тяжбой под названием "объединение демократических сил" речь идет уже не о надувном бревне, а о надувной лодке. Отвечающий за объединительно-разъединительные процессы С.В. Иваненко вдохновенно изъяснил: "Дорогу размыло, перед нами море. Тогда мы пытаемся сколотить кораблик, плотик и все же двигаться вперед". В это время гозманы "нам предлагают - разломайте свою лодочку".
Образ лодки явно восходит к новозаветной истории о буре на море Галилейском. Впоследствии этот образ был особо любим в русском тайноверии - см. "корабль людей божиих" у хлыстов. Естественно же охранять корабль и его кормщика Г.А. Явлинского от игемонов и проконсулов, представленных в образе Л.Я. Гозмана и А.Б. Чубайса.