Рита и бандиты


"Золотой век" - одно из самых сложных и не самых счастливых созданий Григоровича. Поставленный в 1982 го-ду, балет то исчезал, то возвращался, а после ухода хореографа из театра был снят с афиши. Судя по новой, сжатой до двух актов редакции, совершенно зря. Спектакль в конструктивистских декорациях Симона Вирсаладзе производит силь-ное впечатление. В первую очередь идеальным слиянием звука и движения.
В спектакле есть история: комсомолец Борис уводит девушку Риту от бандита Яш-ки и приобщает к созидательному рыбацкому труду. Для Григоровича это лишь необходи-мый повод сочинить масштабные танцы. Он мыслит крупными сценами, где каждая осо-бый мир, спектакль в спектакле.
Есть оживлен-ное, взрывчато-активное движение, преломляющее эле-менты праздничных шествий и физ-культурных парадов. Имеется экстрава-гантный, броско-блестящий дан-синг, цитирующий неувядающие фокстроты танго и вальсы-бостоны. Присутствует изощренный гротеск с яркими персонажами и уморительной пантомимой. Не забыта и чистая, надбытовая и вневременная, лири-ка в виде трех адажио героев на пустынной сцене. Все вместе сплавлено в зре-лище, которое несется к финалу с мощью локомотива.
Однако насладиться сполна танцовщики Большого не позволили. Из четверки героев безоговорочно убедителен лишь стойкий юноша Борис техничный и элегантный Денис Матвиенко. Его дублеры пока не готовы составить ему конкуренцию. Аполлонический красавец Александр Волчков слаб в поддержках, а душа-парень Руслан Скворцов в прыжках.
Соперника главного фигуранта бандита Яшку танцуют Ринат Арифуллин, Павел Дмитриченко и Александр Воробьев. Первый аристократ, вступивший на путь порока, второй истеричное дитя улицы, третий просто хороший танцовщик без особых примет. Если не помнить обаятельнейшего мерзавца, некогда воплощенного Гедиминасом Тарандой, всем можно ставить крепкую"четверку".
В оценке дам годится метод гоголевской Агафьи Тихоновны. Идеальной Рите неплохо было бы иметь роскошные ноги Анны Антоничевой, томность Марии Аллаш и кокетливость Нины Капцовой, а бандитской подружке Люське не помешала бы стремительность Екатерины Крысановой, помноженная на соблазнительность Анны Никулиной.
Отдельный разговор маленькая, но выигрышная роль Конферансье. Непревзойденный балетный комик Геннадий Янин и эксцентричный Денис Медведев остались в рамках хорошего вкуса, а вот Николай Цискаридзе переусердствовал в качании бедрами. Образ тем не менее получился актуальным. Если, не дай бог, что случится с премьером, на замену смело можно приглашать Бориса Моисеева.
Кордебалет рыбаки, бандиты и нэпманы силы "Золотого века" 1980-х не достиг. Тогда за размашистыми прыжками тружеников моря еще чувствовалась мощь державы, делавшей ракеты и перекрывшей Енисей. Сегодня, в созвучии с эпохой, танцовщики органичнее изображают бандитские разборки и гламурные развлечения.
Не в чем упрекнуть подопечных дирижера Павла Клиничева. Они пре-одолели почти все подводные ри-фы партитуры, из-за которых в далеком тридцатом бастовали оркестранты ленинградского ГАТОБа. Маэстро Григорович тоже остался доволен. Выбежав на поклоны, он первым делом приветствовал музыкантов, а затем бросил в оркестровую яму самый большой букет.