Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Белом доме сообщили о 18 торговых предложениях после введения пошлин США
Экономика
МВФ пересмотрел прогноз по ВВП США на 2025–2026 годы в сторону понижения
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Полтаве и Одессе
Мир
Путин отметил стремление отдельных сил на Западе к восстановлению связей с РФ
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах российских военнослужащих в зоне СВО
Мир
Путин отметил вклад СПЦ в укрепление отношений между РФ и Сербией
Спорт
Московское «Динамо» победило «Ак Барс» и вышло в полуфинал Кубка Гагарина
Мир
Ушаков назвал серьезным и обстоятельным диалог России и США по Украине
Мир
Хуситы заявили об ударах по авианосцам США в Красном и Аравийском морях
Общество
В Минобороны заявили о детонации боеприпасов в воинской части Владимирской области
Мир
МИД Израиля удалил соболезнования в связи со смертью папы Франциска
Общество
Россиян предупредили об активизации мошенников к 9 Мая
Политика
Песков опроверг данные FT о предложении Путина по Украине
Мир
Путин выразил соболезнования руководству Индии в связи с терактом под Пахалгамом
Происшествия
За день семеро жителей ДНР пострадали при обстрелах ВСУ
Происшествия
На участке серой ветки метро в Москве прервано движение поездов
Мир
Лавров прибыл в Узбекистан с официальным визитом

Цветы и подарки - в машину

В Петербурге стартовал VI Международный фестиваль балета "Мариинский". В афише десятидневного форума значатся премьера балета "Ундина" на музыку Чезаре Пуни в постановке француза Пьера Лакотта, программа "Новые имена" с композициями молодых хореографов москвича Никиты Дмитриевского ("Мещанин во дворянстве" на музыку Р. Штрауса), петербуржца Алексея Мирошниченко ("В сторону "Лебедя" на музыку Л. Десятникова) и американца Ноа Д. Гелбера ("Шинель по Гоголю" на музыку Д. Шостаковича).
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Петербурге стартовал VI Международный фестиваль балета "Мариинский". В афише десятидневного форума значатся премьера балета "Ундина" на музыку Чезаре Пуни в постановке француза Пьера Лакотта, программа "Новые имена" с композициями молодых хореографов — москвича Никиты Дмитриевского ("Мещанин во дворянстве" на музыку Р. Штрауса), петербуржца Алексея Мирошниченко ("В сторону "Лебедя" на музыку Л. Десятникова) и американца Ноа Д. Гелбера ("Шинель по Гоголю" на музыку Д. Шостаковича), а также спектакли из репертуара Мариинки с участием солистов лучших трупп мира и гала-концерт в честь Натальи Макаровой. Однако изюминкой мартовского собрания обещают стать бенефисы балетных звезд (22—24 марта), которые сейчас нигде, кроме Мариинки, не увидишь. На прошлом фестивале чествовали кордебалет и трех балерин — Ульяну Лопаткину, Диану Вишневу и Дарью Павленко.

В этом году дамы уступят место кавалерам. На сцену с творческими отчетами выйдут Николай Цискаридзе, Игорь Зеленский и Фарух Рузиматов. Тем самым, как сказано в пресс-релизе, отмечаются их выдающиеся заслуги и продолжается славная традиция петербургского Императорского балета, утраченная в советское время. Особняком в компании петербуржцев стоит солист Большого театра Цискаридзе, но невские балетоманы настолько любят столичного премьера, что мариинское руководство на время забыло о его московском происхождении.

В остальном возрожденные бенефисы не будут точной копией дореволюционных. В частности, по старым законам правом на ежегодное торжество обладали лишь кордебалет и гастролеры, служившие по кратковременному контракту. Штатным солистам полагались одно официальное чествование по истечении двадцатилетнего срока службы, один прощальный бенефис и юбилейные торжества по специальному указанию дирекции, если артист и после выхода на пенсию продолжал служить. Исключения бывали, но на это требовалось личное разрешение императора. Однажды его получила фаворитка двух великих князей Матильда Кшесинская, пожелавшая отметить десятилетие своего пребывания на сцене.

Современным танцовщикам, протанцевавшим менее двадцати лет, бенефис "высочайше" позволила дирекция. Однако прочие блага, которыми пользовались императорские юбиляры, им недоступны. Из двух составляющих царского бенефиса — творческой и материальной — сегодняшний аналог унаследовал лишь первую. Бенефис ныне исключительно художественный акт, а не форма материального вспомоществования. Бенефицианты не уносят домой кассовый сбор и не радуются государеву подарку от Фаберже — массивной украшенной бриллиантами броши (для дам) и запонкам или портсигару (для мужчин). Публичные подношения после спектакля ограничиваются цветочными букетами и корзинами. Это, конечно, шаг назад по сравнению с пышностью прежних церемоний. Тогда на сцену, кроме цветов, выносили футляры с драгоценностями и ящики со столовым серебром, а наутро рецензенты детально описывали дары.

Вот, к примеру, отрывок из репортажа об упомянутом бенефисе Матильды Феликсовны: "При приезде в театр г-жа Кшесинская была встречена маршем, сыгранным хором военной музыки. Перед входом в уборную бенефициантку приветствовали военные балалаечники. Коридор был украшен коврами, а сама уборная представляла трельяж, убранный живыми растениями и иллюминованный разноцветными электрическими лампочками... От балетоманов по подписке ей были поднесены роскошная бриллиантовая брошь-лира и бриллиантовые шпильки, от нескольких лиц — золотой лавровый венок, бриллиантовая брошь — цифра X, ожерелье из бриллиантов и крупных изумрудов, от галереи 4-го яруса — серебряный жбан; от г-д Н.А. Бергера и Ламбина — серебряный мольберт, на котором сделан портрет г-жи Кшесинской, основанием мольберта служит серебряный танцевальный башмак в натуральную величину"...

Танцовщики, не имевшие высочайших поклонников, свои торжества обставляли скромнее. За сорокалетнюю службу солист его величества Павел Гердт удостоился чествования при закрытом занавесе, в то время как Кшесинскую труппа приветствовала при открытом (так называемый grand complet). Бессменный партнер нескольких поколений балерин получил от публики "роскошный, золотой с сапфиром и бриллиантами портсигар, от балетной труппы — серебряную вазу, много лавровых венков и печатную оду от одного из балетоманов из верхних слоев театрального зала". Бенефицианта также не обделили цветами. "Такие корзинища преподнесли, что четырех человек было мало, чтобы поднять", — с удовольствием рассказал Павел Андреевич посетившему его утром журналисту.

С цветами в бывших императорских, а ныне государственных театрах дело и сейчас обстоит на должном уровне, хотя данную традицию мы храним в гордом одиночестве. Большой и Мариинский театры — единственные из ведущих компаний мира, где на сцену после спектакля выносят цветы. В остальных труппах цветы и подарки поклонники оставляют на ресепшне, после чего служители относят их в гримерки артистов. Идеальный вариант европейско-американской политкорректности: никто не считает, кому, что и сколько преподнесено.

Россия свою ярмарку тщеславия лелеет и холит. Так как вносить цветы в зал категорически запрещено, букеты от зрителей принимают гардеробщики, а затем импозантные артисты миманса выносят дары по назначению. Нередко случаются курьезы: кордебалетная девочка сгибается под тяжестью огромного букета от личного спонсора, а ведущий солист стоит налегке. Во время премьер и бенефисов, когда цветочную вахту несет администрация, подобные казусы исключены. Дирекция сама выбирает адресатов, а уже после выносятся зрительские букеты. Имеются в театрах и приглашенные флористы.

Помимо подбора цветов в их обязанности вменяется следить, чтобы "административный" букет был достаточно пышным, но не гигантским, поскольку свободной рукой артист должен приветствовать публику. Конечно, до эстетских изысков флористов старой школы потомкам далековато. Рога изобилия, наполненные гортензиями, и звезды из белых роз в лавровых венках остались в славном императорском прошлом. Но, как бы там ни было, растительности на российских балетных торжествах бывает несметное количество. Китайскую мудрость "Прекрасен один цветок; два, положенные рядом, убивают друг друга" наша широкая натура не приемлет. Поэтому цветы грудами лежат на сцене. Никогда не забуду, как растерялась Марина Семенова, появившаяся на сцене Большого театра в день празднования своего 95-летия. Спасибо Борису Акимову. Тогдашний худрук Большого балета не оробел среди разноцветных снопов и вовремя вывел Марину Тимофеевну к рампе. Современные солисты к цветочной гигантомании привычны. Имеются даже трогательные традиции.

Например, в Мариинке премьер на финальных поклонах становится на колено и отдает свой букет балерине. Публика неистовствует. Особенно красивы в амплуа офицера и джентльмена нынешний бенефициант Зеленский и его молодой наследник Андриан Фадеев. Диане Вишневой один из поклонников всякий раз дарит букет со значением. В нем столько цветов, сколько спектаклей с ее участием ему довелось увидеть. Соответственно, с каждым разом в букете оказывается на один цветок больше.

Муж Ульяны Лопаткиной — напротив, сторонник постоянства. За любой свой выход Ульяна получает супружеский подарок — корзину из 150 роз независимо от того, в каком городе мира выступает. Цветами она затем оделяет партнеров, кордебалет, одевальщиц и работников сцены. Однажды — в нарушение всех правил — в нью-йоркской "Метрополитен-опера" розы все-таки вынесли на сцену. В этот день Лопаткина праздновала день рождения, и даже законопослушные американцы не смогли отказать ей в маленьком удовольствии.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир