Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Белом доме сообщили о 18 торговых предложениях после введения пошлин США
Экономика
МВФ пересмотрел прогноз по ВВП США на 2025–2026 годы в сторону понижения
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Полтаве и Одессе
Мир
Путин отметил стремление отдельных сил на Западе к восстановлению связей с РФ
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах российских военнослужащих в зоне СВО
Мир
Путин отметил вклад СПЦ в укрепление отношений между РФ и Сербией
Спорт
Московское «Динамо» победило «Ак Барс» и вышло в полуфинал Кубка Гагарина
Мир
Ушаков назвал серьезным и обстоятельным диалог России и США по Украине
Мир
Хуситы заявили об ударах по авианосцам США в Красном и Аравийском морях
Общество
В Минобороны заявили о детонации боеприпасов в воинской части Владимирской области
Мир
МИД Израиля удалил соболезнования в связи со смертью папы Франциска
Общество
Россиян предупредили об активизации мошенников к 9 Мая
Политика
Песков опроверг данные FT о предложении Путина по Украине
Мир
Путин выразил соболезнования руководству Индии в связи с терактом под Пахалгамом
Происшествия
За день семеро жителей ДНР пострадали при обстрелах ВСУ
Происшествия
На участке серой ветки метро в Москве прервано движение поездов
Мир
Лавров прибыл в Узбекистан с официальным визитом

Спорт и балет - братья навек

Премьер La Scala Роберто Болле выступил на зимних Олимпийских играх 2006 года. Не на лыжне или санной трассе, а в своем обычном танцевальном амплуа. На церемонии открытия красивый итальянец зажег публику впечатляющим техно. Русские зрители знают этого танцовщика по выступлениям на Мариинских фестивалях балета, где он, правда, предпочитает классику. Но дело не в разнообразных талантах Болле. Нечасто в олимпийском разделе "мастера искусств - спортсменам" появляются балетные звезды, в то время как вокалисты, исполняющие олимпийский гимн, - практика привычная. Достаточно вспомнить фантастический дуэт Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри на открытии Игр в Барселоне.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл


В том, что Италия, великая вокальная держава, ограничилась одним тенором (гимн Турина пел Клаудио Бальони) и сделала ставку на танцовщика, есть некий глубинный смысл. Олимпиада в сути своей - грандиозный балет, поразительно насыщенная симфония движений. С той разницей, что играется олимпийский спектакль раз в четырехлетие и повторить его с тем же составом нельзя. Поэтому страсти здесь неподдельные, чувства обнажены до предела и каждому "артисту", независимо от места в итоговом протоколе, веришь. Но и в обычном, не олимпийском режиме, спорт - действие целенаправленное. Усилия спортсменов сконцентрированы на паре-тройке важнейших стартов сезона. Вожделенного "пика формы" необходимо достигнуть в нужное время и в нужном месте. Ради этого трудятся не покладая рук тренеры, фармакологи, диетологи и, разумеется, сами спортсмены. Танцовщики распределяют силы от спектакля к спектаклю. Их карьера, не измеряемая количеством "пиков", менее интенсивна и от того более продолжительна. Артист мирового уровня в 40 лет еще в состоянии показывать высокий класс. В спорте высших достижений 40-летнего чемпиона впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса.

В остальном балетная и спортивная биографии имеют немало общего. Сначала физические нагрузки, порой непосильные для детского организма, ранние травмы и безжалостная селекция. В разгар карьеры - кому как повезет. Под финал - ощущение выработанности и страх перед будущим. Правда, в спорте есть счастливчики-фигуристы, продлевающие жизнь в профессиональных ледовых шоу. Иногда они даже возвращаются в любители и побеждают, как это сделала на Олимпиаде-1994 наша пара Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков и хотели, но не смогли сделать в Турине итальянские танцоры Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Что касается балетных, то они уходят раз и навсегда. Лишь однажды за всю балетную историю хореограф Иржи Килиан организовал труппу танцовщиков-пенсионеров, но затея успеха не имела.

А вот идея балетных конкурсов оказалась плодотворной. У многочисленных танцевальных соревнований тоже есть своя иерархия, свои победители и неудачники. Но в спорте соревнование - смысл и цель, а в балете - хобби отдельных, спортивно настроенных артистов. Для спортсмена победа на Олимпийский играх - вершина пути, если о чем и можно мечтать, то лишь о еще одной такой победе. Для танцовщика выигранный конкурс - только эпизод. Нередко конкурсные триумфаторы имеют незавидную театральную судьбу, а артисты, никогда не участвовавшие в соревнованиях, делают блистательную карьеру. Как чудо-мальчик Андрей Баталов, обладатель Гран-при Московского конкурса 1997 года, так и не пробившийся в премьеры. Как Ульяна Лопаткина, без конкурсных регалий ставшая примой. Несопоставима и цена победы. Каждый российский чемпион Турина получит 100 тысяч долларов (50 тысяч от правительства и 50 - от Олимпийского комитета), а украинец Денис Матвиенко, завоевавший Гран-при последнего Московского конкурса, увез из столицы всего лишь $15 000.

Зато у Матвиенко и его коллег нет проблем, связанных с допингом. Артисты пьют и колют все, что считают нужным их врачи. Никаких антидопинговых комитетов, деклараций, ограничений и, следовательно, допинг-скандалов в балете не существует. Самый сильный допинг для танцовщика - достойная зарплата и интересный репертуар. Стимуляция медикаментами не имеет смысла. Качество подачи элементов от применения стимуляторов не улучшается, а повысить эмоциональный тонус перед выступлением можно и глотком коньяка. В благословенные времена, когда о допинговой эре еще не помышляли, этим общим для спорта и балета способом взбадривались наши хоккеисты, невзирая на тренерские запреты. Ветераны ледового дворца "Лужники" помнят, как Валерий Харламов, выходя на игру, подмигивал буфетчице: "Марина, холодного чая!.."

Олимпиада питает адреналином не только нас, зрителей. Хореографу, озабоченному постановочными проблемами, самое время черпать вдохновение в олимпийских картинках. Например, лыжная гонка с общим стартом: катится по склону многоликая и многоцветная пульсирующая масса. Чем не образец для ансамблевой сцены? Или хоккейный матч с хитро запутанными перемещениями игроков - вот где поучиться пластической геометрии, одновременно и логичной, и непредсказуемой. Я уже не говорю о множестве идей, таящихся в традиционно "балетных" слаломе, фристайле и, разумеется, законной нашей гордости - фигурном катании.

Здесь необходим реверанс в сторону русского балета. Возможно, русские фигуристы никогда не оказались бы впереди планеты всей, если бы не творческое использование балетного опыта. Как в организационном, так и в артистическом аспектах. Организационная сторона дела (с фигуристами, как и с артистами, работает тандем хореографов - постановщик программы и репетитор) ныне принята во многих странах. Но "артистическое" было и остается фирменной отечественной маркой. Начиная с олимпийского золота 1964 года, с легендарных Милы и Олега - Белоусовой и Протопопова. Благодаря им в фигурном катании закончилась эпоха разнополых исполнителей и появились влюбленные мужчина и женщина. Так с тех пор и повелось, вплоть до нынешних чемпионов, неподражаемых Тотьмяниной и Маринина, с блеском отразивших нашествие многочисленных китайцев.

Любовь на льду балет предвосхитил еще в 1926 году, в дягилевской «Кошке», поставленной молодым Джорджем Баланчиным на музыку Андре Соге. История о безутешном юноше, чью возлюбленную жестокая Афродита превратила в кошку, была декорирована прозрачными целлулоидными конструкциями и исполнялась на клеенке. "Этот скользкий материал сообщает движению совсем новые свойства тягучести, легкости и конькобежной удлиненности", - со знанием дела писал экс-директор Императорских театров Сергей Волконский, сам неплохой конькобежец.

"Кошка", будучи эстетским изыском, канула в небытие. Но "Матч" и "Футболист" стали поистине народными мини-балетами. Тем более что танцевали в них народные артисты. Первый, где смышленая дебютантка наказывала самовлюбленного мэтра, Том Шиллинг поставил для Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Второй придумал для себя Асаф Мессерер. С воображаемым мячом он управлялся так, что публика крутила головами: куда делся мяч? Оба шедевра запечатлены на кинопленке, а "футбольный" балет Дмитрия Шостаковича, без оговорок считавшего футбол искусством, вскоре можно будет увидеть и на сцене.

Свой "Золотой век" композитор окончил в 1930 году, когда наш балет жил по олимпийскому принципу: "Быстрее, выше, сильнее". Танцовщики вращались, как винты самолета, и прыгали, как каучуковые мячики. В Олимпиадах советская Россия в то время не участвовала, и тяга к международному соперничеству выплеснулась на театральные подмостки. С фотографий ушедшего "Века" сурово смотрят мускулистые парни и крепконогая девушка в пыжиках - спортсменка и комсомолка Галина Уланова. Согласно либретто, все они - участники некоего зарубежного форума, в котором наша футбольная команда одерживает сокрушительную победу. Однако в новой постановке Большого театра (премьера - 23 марта) спортсменов не будет. В версии Юрия Григоровича спортивные страсти уступят место бандитским разборкам. А жаль. Спорт и балет хорошо уживаются вместе.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир